Бегство США из Афганистана вызовет новый миграционный кризис в Прибалтике
Александр Носович
Власть в Афганистане после ухода американских войск в исторически рекордные сроки рухнула к ногам исламистского движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация — прим. RuBaltic.Ru
Президент США Джозеф Байден постановил вывести все американские военные подразделения из Афганистана к 11 сентября. В этом решении был особый политический символизм. США вошли в Афганистан после терактов 11 сентября 2001 года, чтобы разгромить международный терроризм в его логове.
За 20 лет американцы сделали все, что хотели: отомстили, разгромили, принесли в Афганистан либеральные ценности, построили там демократию, а теперь день в день к юбилею террористической атаки на США с чувством выполненного долга уходят домой.
Символизм и впрямь удался, этого не отнять.
К 20-летию терактов 11 сентября Соединенные Штаты фактически подарили Афганистан тем силам, которые «врезали» гражданские самолеты в башни-близнецы и здание Пентагона.
Падение проамериканского правительства после ухода войск США было делом решенным — это понимали все, как понимали и то, что заполнить вакуум власти в Афганистане после ухода американцев могут только талибы (запрещенная в России террористическая организация — прим. RuBaltic.Ru). Однако мало кто предполагал, что режим американских марионеток в Кабуле рухнет в такие исторически рекордные сроки.
Просоветский режим Наджибуллы после вывода советских войск из Афганистана продержался три года. Проамериканский режим после вывода части американских войск из Афганистана не продержался и трех месяцев.
Афганистан целиком и полностью капитулировал перед талибами 15 августа. Утром боевики еще готовились к штурму Кабулу, а после обеда уже принимали безоговорочную капитуляцию и передачу власти в президентском дворце.
Из афганской столицы весь день продолжалось повальное бегство
Особенно широко разошлись кадры эвакуации посольства США из Кабула. Американские дипломаты жмутся на крыше, а военные вертолеты поднимают их в воздух по очереди.
Соединенные Штаты, по сути, не ушли из Афганистана: талибы дали им пинка под зад, когда те уходили, и американцам пришлось в темпе бежать оттуда, сверкая пятками.
Президент США Джозеф Байден пригрозил исламистам «быстрым и сильным» военным ответом, если они нападут на посольство США или еще остающихся в стране американских военных. Эти угрозы звучат попросту жалко. Какой «быстрый и сильный ответ», если «Талибан» уже занял Кабул, принял капитуляцию американского ставленника и взял под контроль практически всю территорию Афганистана?
США в Афганистане опозорились по полной. Они оставляют за собой нищету, разорение, терроризм, сотни тысяч героиновых наркоманов и наркоторговцев. Своей цивилизаторской миссией США с их союзниками сделали в Афганистане хуже, чем было. Сейчас «Талибан» контролирует больше территории Афганистана, чем в 2001 году, когда американцы полезли туда экспортировать демократию.
Провал США сейчас сравнивают с бегством американцев из Сайгона в 1975 году. Однако эта аналогия справедлива только для самих США. Для Евразийского континента поражение США в Афганистане несравнимо по последствиям с их же поражением во Вьетнаме.
США, убегая, бросили на произвол судьбы не только своих марионеток в Кабуле, но и всех союзников в Евразии, которым — от Юго-Восточной Азии до стран ЕС — теперь угрожает новая волна нелегальной миграции, наркоторговли и терроризма.
Особенно интересно сейчас дождаться комментариев по ситуации от стран так называемой «международной коалиции»: союзников США, которые посылали свои воинские контингенты на подмогу американцам в Афганистан. Ради чего, спрашивается, все это было?
Вопрос не праздный. В Афганистане за 20 лет американской оккупации погибли, например, один литовский, четыре латвийских, девять эстонских и сорок четыре польских военных.
За что умирали в этой далекой азиатской стране люди с берегов Балтики? За демократию и права человека? Они проигрывают даже в их собственных странах, не говоря уж об Афганистане. За государственные интересы и национальную безопасность своих стран? Они тоже проиграли.
Странам восточного приграничья ЕС теперь грозит миграционный кризис такого масштаба, что шалости Лукашенко с мигрантами в Литве после него покажутся детским лепетом.
Потому что из одного многомиллионного Кабула самолеты в один конец в последние дни вылетают безостановочно.
Что сейчас может отвести Европу от наихудшего сценария? Все то, что Польша и Прибалтика десятилетиями демонизировали в глазах европейцев и в своих собственных. Россия, ОДКБ, евразийская интеграция. «Российское «доброе слово с пистолетом». Это когда, с одной стороны, российская армия вводит свои контингенты в постсоветские республики Средней Азии и сосредотачивает их на границе с Афганистаном, а, с другой стороны, российская дипломатия вежливо и четко заявляет талибам: вы не лезете через границу к нам – тогда и мы не лезем через границу к вам».
Робкие основания рассчитывать на успех есть. «Талибан» уважает силу, а Россию уважает куда больше, чем тех же американцев. Посольство РФ из Кабула не эвакуировали: российским дипломатам талибы гарантировали неприкосновенность.
Так что у России сейчас на руках все карты для того, чтобы обеспечить стратегическую безопасность Европы от новой геополитической реальности, которая за один день оформилась на Востоке.
Здесь есть интересный вопрос: а должна ли Россия сейчас работать на чьи-либо еще интересы и безопасность, кроме своих собственных как интересы части Европы? Западные соседи ей все равно спасибо не скажут и продолжат называть агрессором и оккупантом, которого надо «сдерживать».
Так, может, предоставить прибалтам работать с «Талибаном» самостоятельно? Пусть продолжают надеяться на помощь и защиту США, которые их в очередной раз «кинули».