Политика Политика

Майя Санду избегает брать на себя ответственность за ситуацию в Молдове

После оглашения результатов парламентских выборов в Молдове новая власть в лице партии «Действие и солидарность» (PAS) президента страны Майи Санду далеко не сразу приступила к тем «архиважным», по ее мнению, задачам, которые с таким пафосом озвучивались в ходе избирательной кампании. Наиболее ярким примером этого стало первое заседание нового состава парламента, на котором сразу же после традиционного выступления перед депутатами Санду исполняющий обязанности председателя PAS Игорь Гросу объявил о том, что депутаты его партии покидают заседание и берут перерыв до следующей недели.

Подобное поведение шокировало не только остальных депутатов, но и многих сторонников PAS, однако по большому счету не сильно удивило экспертов и журналистов. Информация о том, что в партии власти, которую изо всех сил стараются представить как «несокрушимый монолит», существует несколько группировок, конкурирующих между собой, уже давно не секрет.

Это достаточно распространенное явление в политических партиях, и новая власть, объединяющая представителей разных групп НПО, выходцев из угасшей Либерально-демократической партии и представителей других политформирований, примкнувших к идущей в гору PAS, в этом плане никоим образом не является исключением из правила.

Поэтому молдавские журналисты и эксперты объяснили подобное поведение партии власти тем, что внутри PAS еще не достигнуто окончательное соглашение по полному разделу всех постов и должностей в государственных структурах страны.

В пользу этой версии говорит и то, что в полном и окончательном виде публиковалась информация только о главных государственных постах — спикера парламента, вице-спикеров и кандидата на пост премьер-министра.

Исполняющий обязанности председателя PAS Игорь Гросу стал спикером парламента, вице-председатель PAS Михай Попшой стал вице-спикером, а еще один вице-председатель PAS Наталья Гаврилица снова стала кандидатом на пост главы правительства.

Что касается распределения министерских портфелей, то здесь ситуация складывалась намного сложнее. В первую очередь это было обусловлено острой нехваткой квалифицированных кадров в партии власти, о чем говорилось открыто. Нет, претендентов было достаточно, и даже с избытком.

Но специфика PAS заключается в том, что многочисленные «эксперты» и «консультанты», подвизавшиеся в НПО и порой довольно убедительно выглядящие на телевизионном экране, в реальности не имеют никакого опыта деятельности в государственных структурах и тем более на руководящих должностях.

Однако их положение в партии позволяет им претендовать на министерские портфели или на должности советников при Майе Санду. При этом лидер партии Игорь Гросу заявил, что представителям других политических партий не следует ждать предложений по занятию каких-либо должностей.

Так или иначе, спустя три недели после победы на выборах представители PAS смогли уладить все возникшие разногласия и претензии и представить состав нового правительства под руководством Натальи Гаврилицы. Внутри партийный консенсус по вопросу распределения министерских портфелей был достигнут за счет разделения и увеличения числа министерств с 9 до 13 ведомств и добавления еще одной должности вице-премьера — «по цифровым технологиям».

Представленный и утвержденный в минувшую пятницу состав правительства Натальи Гаврилицы несильно отличался от того, который не получил одобрения в прошлом парламенте и за который не проголосовал ни один депутат. На ключевые посты назначены те же персоналии, за исключением нынешнего вице-спикера Попшоя, который в проваленном депутатами правительстве Гаврилицы занимал пост министра иностранных дел и европейской интеграции. Его заменил Николай Попеску, который уже занимал этот пост в правительстве Майи Санду в 2019 году.

Процедура утверждения правительства не обошлась без интриги – партия «Шор», заявившая о желании играть роль «конструктивной оппозиции» сначала сообщила, что поддержит утверждение предлагаемого правительства, но в последний момент отказалась от этого намерения. Это связывают с тем, что правящая партия PAS, которая сама имеет достаточно голосов, не пожелала, чтобы новое правительство ассоциировалось с поддержкой партии «Шор». По мнению экспертов, на партию «Шор» было оказано давление с целью заставить их отказаться от поддержки правительства. Этот случай иллюстрирует парадоксальность молдавской «политической кухни» не менее наглядно, чем голосование депутатов PAS против правительства Натальи Гаврилицы в прошлом созыве парламента.

Если с правительством уже практически все ясно, то распределение других должностей является гораздо более интересным вопросом. Еще до формирования правительства представителями PAS неоднократно объявлялось, что в ближайшее время будут уволены руководители всех правительственных агентств и крупнейших государственных предприятий.

Таким образом, после утверждения правительства новая власть в первую очередь займется не решением самых острых и злободневных вопросов, а перераспределением «теплых мест» для своих сторонников из «второго эшелона».

Насколько будет соблюдаться трудовое законодательство в этом процессе — пока неясно. Но можно спрогнозировать, что в этом случае парламентское большинство оперативно примет «нужные» поправки в действующем законодательстве.

Очевидно, что главной целью для новой власти становится генеральный прокурор Александр Стояногло, который никак не устраивает главу государства Майю Санду. Именно поэтому в числе первых законов, планируемых к принятию парламентским большинством, фигурируют поправки, позволяющие парламенту «оценивать» деятельность прокуратуры.

Примечательно, что из риторики как Майи Санду, так и представителей PAS уже довольно давно исчезли призывы разобраться с банковским мошенничеством, получившим название «кражи миллиарда», и вернуть выведенные из банковской системы Молдовы денежные средства.

Зато сплошь и рядом звучат требования «посадок» как единственного показателя эффективности работы органов прокуратуры. Эта кампания привела уже к тому, что даже у сторонников PAS и Санду она вызвала ощущение «приближающегося 37-го года», как охарактеризовал это один из пользователей социальной сети.

Как ни странно, подобная линия поведения получила полное одобрение на «демократическом» Западе. Хорошо известный в Молдове румынский профессор политологии Дан Дунгачиу посоветовал Майе Санду начать не с реформ, а с громких арестов. По мнению Дунгачиу, такие аресты нужны, «чтобы прессе и населению было о чем поговорить». Подобные советы только подтверждают подозрения о том, что новая власть не в состоянии дать Молдове «хлеб» и будет стремиться заменить его избытком «зрелищ».

Первые кадровые чистки коснулись не только молдавских чиновников внутри страны. Проведение определенной внешней политики также требует наличия соответствующих кадров в представительствах Молдовы за рубежом. Поэтому вполне естественно, что в первую очередь новая власть занялась сменой послов в ключевых для Молдовы странах.

И самым первым под удар попал назначенный президентом Додоном посол Молдовы в Российской Федерации Владимир Головатюк.

В настоящее время он отозван из Москвы, и в прессе оживленно муссируются слухи о некоем скандале с домогательствами, в который он оказался замешан во время пребывания на должности в Москве.

Одновременно в Кишиневе в некоторых СМИ прошла информация о возможном назначении послом Молдовы в Москве Анатолия Цэрану, политолога, который уже занимал этот пост в 1993–1994 годах.

Если это назначение состоится, то можно будет смело утверждать, что Молдову представляет в Москве один из главных русофобов, человек, открыто заявляющий о своих унионистских убеждениях и о необходимости присоединения Молдовы к Румынии.

Это назначение по факту продолжит ту антироссийскую линию нового руководства Молдовы, в которую входит и участие в так называемом «Ассоциативном трио» вместе с Украиной и Грузией.

Если делать краткий прогноз по деятельности новой власти в Молдове и развитию событий в стране, то даже ближайшее будущее представляется в довольно пессимистичном ключе. Говорить о каких-то ожидаемых прорывах в экономике и, соответственно, об улучшении положения населения под руководством объявленного состава правительства не приходится.

В экономическом плане следует ожидать роста внешней задолженности, вызванной новыми заимствованиями у западных стран и финансовых организаций. Других вариантов выполнения популистских обещаний у нынешней власти нет.

При этом следует ожидать продолжения роста цен на топливо, электроэнергию и, по цепочке, на продукты питания и товары первой необходимости. Власть предпримет попытки предложить взамен «реформу юстиции», «борьбу с коррупцией» и как иллюстрацию этих процессов — «посадки». При этом нет никакой гарантии, что под предлогом «очищения общества» не будут вестись банальная расправа с политическими конкурентами и полная зачистка политического поля по украинскому образцу.

В качестве противодействия подобным планам может рассматриваться только один действенный вариант: полная консолидация всех политических сил на левом фланге молдавской политики и появление новых сил, способных предложить конкретную программу выхода страны из многолетнего кризиса.

От того, насколько успешно будут проходить эти процессы, зависят ближайшее будущее и само существование Республики Молдова.

Читайте также
31 июля 2021
Острота и важность геополитического фактора в молдавской политике после победы на парламентских выборах в Молдавии правой проевропейской партии PAS никуда не делась и продолжает играть важную роль. Это подтверждает и главная победительница прошедших выборов — президент республики Майя Санду, которая упорно выражает желание встретиться с президентом России Владимиром Путиным.
17 июля 2021
Итоги досрочных парламентских выборов, которые прошли в Молдове 11 июля, оказались закономерными. Неожиданным стал лишь тот факт, что впервые с 2005 года большинство в законодательном органе республики получила одна партия — «Действие и солидарность» (PAS), которую до избрания на пост президента возглавляла Майя Санду.
12 июля 2021
Бывшие советские республики копируют друг друга в борьбе с российским влиянием на энергетическом рынке, которая неизменно превращается в экономический абсурд и оказывается провальной.
23 июля 2021
Запад пытается сформировать вокруг России так называемый «пояс нестабильности», заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.