Готовы отказаться от санкций: Лукашенко одержал первую победу над Литвой
Александр Носович
МИД Литвы заявил, что Литва и Евросоюз готовы отказаться от новых санкций против Беларуси, если Минск остановит поток нелегальных мигрантов. Это прорыв: заверения, что принципиальная внешняя политика Литвы не идет на сделки и компромиссы с «диктаторами», опровергла сама Литва. Президент Беларуси Александр Лукашенко может праздновать победу и благодарить за нее союзников Вильнюса по НАТО и ЕС, которые просто не снизошли до литовского национального бедствия.
«Определенный диалог [с Минском] идет, и мы сказали, что ни Литва, ни Евросоюз не будут предлагать новые санкции [против Беларуси], если поток нелегальных мигрантов остановится», — сказал на прошлой неделе министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
В этом заявлении не одна сенсация, а сразу несколько. Во-первых, Вильнюс ведет диалог с Минском.
То есть Литва проводит переговоры с правительством Лукашенко, которое она уже год объявляет нелегитимным, диктаторским и автократическим.
Где-то на полпути из Вашингтона в Вильнюс в это время тяжело вздохнула «избранный президент» Беларуси Светлана Тихановская, которую Литва упорнее всех в мире называла единственным легитимным представителем республики и ее народа. В Вашингтон Тихановскую именно в этом качестве возили сватать новой администрации США и даже добились ее встречи с Джозефом Байденом.
Но геополитические фантазии Вильнюса — это одно, а жестокая реальность — другое. В фантазиях Литва уже дала Беларуси своего президента, стала для соседней страны старшим братом, товарищем, наставником по «демократизации» и взяла под свою опеку. В реальности приходится иметь дело с «последним диктатором Европы».
Во-вторых, суть предложения Ландсбергиса — отказ от новых санкций против Беларуси в обмен на прекращение миграционного кризиса
Это прорыв.
Несгибаемая внешняя политика Литвы, как оказалось, еще как гнется, если на нее как следует надавить.
Даже геополитическое мессианство и патологическая практика вмешиваться во внутренние дела других стран и своей волей решать, кто там легитимен или нелегитимен, отступают на второй план, когда встает вопрос о сохранении внутренней стабильности в самой Литве.
«Вишенкой на торте» является то, что первым в литовском истеблишменте в контактах с официальным Минском сознался и публично предложил Лукашенко заключить сделку не кто-нибудь, а Ландсбергис-младший. Более твердолобого, упертого и витающего над Литвой в геополитических эмпиреях деятеля в Вильнюсе сегодня нет, но именно наследник dedule Ландсбергиса
Глава МИД жалок не только тем, что он спокойно предлагает торг «диктатору», в невозможности разговора с которым его ведомство почти год усиленно убеждает весь мир. Смешнее даже этого традиционная для литовских политиков апелляция к Евросоюзу.
Ландсбергис повторяет дурную привычку, за которую его коллег на постсоветском пространстве объявляют самозванцами и набрасываются с кулаками. Он говорит от имени не одной Литвы, а всего ЕС. «Ни Литва, ни Евросоюз не будут предлагать новые санкции».
А Евросоюз уполномочивал министра иностранных дел Литвы говорить от его имени? Евросоюз делегировал Габриэлюсу Ландсбергису вести переговоры с Лукашенко от всего Европейского сообщества? Евросоюз что-то говорил, что в случае урегулирования миграционного кризиса в Литве новых санкций против Беларуси не будет?
Сегодня это потешное литовское самозванство выглядит особенно смешно.
Александр Лукашенко своей первой большой победой над Литвой обязан именно Евросоюзу, который миграционного кризиса на своей восточной границе практически не заметил и дал понять литовским политикам: разбирайтесь сами как знаете.
При том, что литовское руководство последние недели отчаянно сигнализировало Брюсселю и основным европейским столицам: действия Лукашенко — это вызов всей Европе, а не одной Литве. Почти одновременно с переломным заявлением главы МИД очередной такой сигнал послал президент Литвы Гитанас Науседа.
В европейских столицах, судя по отсутствию реакции, сигналы из Вильнюса были восприняты как очередное нытье периферии
В том-то и дело, что не могут. В масштабах всей Европы литовские миграционные потоки — это смешные цифры, но в масштабах маленькой страны с неэффективным государством они — национальная катастрофа.
«Болевой порог» для Литвы был превышен на 2 700 нелегальных мигрантов. После этой цифры в стране начались акции протеста и даже бунты местного населения против приема беженцев, а с перспективой принять у себя осенью еще десятки тысяч арабов и африканцев перестали казаться фантастикой такие апокалиптические сценарии, как штурм Вильнюса беженцами и снос правительства народным восстанием.
Литва осталась один на один со своей авантюристской внешней политикой, которая подвела ее к краю внутриполитического взрыва.
Если взрыв произойдет, стране тоже придется погибать в одиночку. Потому что непонятно, на каком этапе падения в пропасть на литовские бедствия обратит серьезное внимание Запад. И обратит ли вообще. И придет ли на помощь, если все-таки обратит.
Литовские политики изрядно деградировали от привычки думать, что, случись что, большие дяди из Брюсселя, Берлина, Лондона и Вашингтона сразу кинутся вытирать сопли и выговаривать соседу-хулигану, чтобы наших деточек не обижал. Отсюда и крайняя степень безответственности Вильнюса. Что во внутренней политике, что во внешней.
В этом отношении действия Лукашенко имеют педагогический характер.
«Батька» на деле показал руководству Литвы, что «большие дяди» не придут, да и «соседи-хулиганы» не будут охранять за литовцев их дырявую границу, если все время им пакостить.
Так что надо включать мозги и самим отвечать за свою судьбу.