Литва выходит на улицы: «политика МИД должна служить жителям»
Александр Носович
Миграционный кризис в Литве перерастает в политический кризис. В Вильнюсе начались массовые акции жителей юго-востока страны против размещения беженцев в их населенных пунктах. Участники протестов критикуют не только поведение властей в кризисной ситуации, но и внешнюю политику страны в целом, когда национальные интересы Литвы не ставятся ни во что, а высокие идеалы борьбы с Россией на постсоветском пространстве важнее благополучия простых литовцев.
«Мы не согласны с размещением в нашем мирном крае с 600 жителями еще 600 мигрантов. Мы мирные христиане, очень мирные. Но мы с этими людьми не знакомы. Мы протестуем, поскольку нас не предупредили», — рассказала журналистам участница митинга у здания правительства Литвы.
В центр Вильнюса 29 июля съехались жители приграничных городков и сел, в которых власти планируют разместить
О напряженности обстановки в Литве говорит тот факт, что первая крупная акция за время миграционного кризиса состоялась в четверг — будний день.
То есть выходных люди дожидаться уже не могут, а когда дойдет до выходных, протесты могут быть во много раз многочисленнее.
«Нам обещали пока не размещать у нас мигрантов, но это обещание ничего не стоит. В любое время могут разместить. Министр обещала, что это будет резервное место. Но граница у нас дырявая
В Девянишкесе, кстати, накануне произошел забавный случай, наглядно показавший, что творится сегодня в Литве и что собой представляет Литовское государство. Во время аналогичного митинга против размещения у них арабов и африканцев к жителям Девянишкеса подошли… двое негров, которые как раз только что перелезли через границу.
Таких историй в Литве набирается уже несколько тысяч.
И чем больше их становится, тем сильнее у населения страны осознание никчемности и некомпетентности своих власть предержащих.
Выясняется, что Литовское государство все эти годы не обеспечивало национальную безопасность Литвы. Ее обеспечивали белорусские пограничники. Если бы не их работа в интересах чужой и не самой дружественной Беларуси страны, в Литве давно уже были бы тысячи и десятки тысяч арабов.
Ключевой момент в истории с митингами недовольных литовцев: на них практически не звучат обвинения в адрес Беларуси и Лукашенко, которого литовская власть называет главным виновником миграционного кризиса.
Все обвинения звучат в адрес самой литовской власти, которую граждане Литвы критикуют не только за провальную работу в кризисной ситуации, но и в целом за внешнюю политику, не отвечающую национальным интересам Литвы.
Характерные лозунги митинга в Вильнюсе: «Президент, защитите нас», «Нас волнует наша безопасность», «Политика МИД должна служить жителям Литвы». Последний плакат выдает понимание простыми людьми того, насколько фундаментальна проблема.
Дело не в Лукашенко и не в беженцах. Дело в том, что для правящего класса Литвы внешняя политика важнее внутренних проблем, а во внешней политике важны не Литва и благополучие ее жителей, а стратегические интересы США в Европе, программа «Восточного партнерства» ЕС и «сдерживание России».
Литовские министры и депутаты в этом году в режиме нон-стоп катались по Грузии, Армении, Украине, Молдове, Азербайджану, но они не обсуждали там Литву — ее экспортные возможности, поставки литовских товаропроизводителей и национальную безопасность, включая миграционную. Они обсуждали «демократизацию», «российское влияние» и «европейский выбор». Вмешивались во внутренние дела, указывали, за кого голосовать молдаванам и как урегулировать политический кризис грузинам. Были за то биты и посылаемы к такой-то матери.
Все это время за геополитической активностью литовских политиков наблюдал их собственный народ с беззвучным вопросом: а мы? А где мы с нашими жизнями, здоровьем, благополучием в этой вашей борьбе всего хорошего против всего плохого в Кремле? Почему вы привечали в Вильнюсе российских оппозиционеров на Форуме свободной России вместо того, чтобы укреплять госграницу? Почему Светлана Тихановская для вас важнее работников Клайпедского порта и «Литовской железной дороги»?
Теперь этот вопрос зазвучал. Как на него ответить литовской власти? Пойдет по дорожке, на которую она уже встала, и будет настаивать на том, что беспорядки организуют антигосударственные элементы, провокаторы и вообще этнические поляки?
Однако тот митинг, что прошел в Вильнюсе, организовала и сделала по меркам Литвы, довольно-таки многочисленным, сама литовская власть.
Она, во-первых, завалила важнейшее дело охраны государственной границы. В-вторых, разрушила все отношения с соседней страной, руководство которой до последнего предлагало ей дружбу. В-третьих, вовремя не провела с населением разъяснительную работу по мигрантам. В-четвертых, напугала местных жителей разрешением жить в их краях инородцам. В-пятых, разогнала акцию протеста и оскорбила подозрением тысячи сограждан, увидев в естественном стихийном возмущении антигосударственную деятельность и провокацию.
Более глупое поведение трудно представить. Естественно, люди начали выходить на улицы.
С такой политикой при росте числа мигрантов по экспоненте на улицы скоро начнут выходить тысячи, а то и десятки тысяч людей.
И дело к тому идет, потому что глава правительства Литвы признает, что ситуация ухудшается, а политика властей меж тем умнее не становится. Последний ее перл: скрывать от населения, в каких местностях будут размещаться арабы, чтобы местные жители не нервничали и не перекрывали дороги.
Если в головах у лидеров Литвы появляются такие идеи, это значит, что у литовских властей надежда одна: на то, что западные кураторы узнают, какие решения принимают их подопечные, схватятся за голову и включат внешнее управление Литвой.
Иначе местные правители доуправляются до того, что свергнут сами себя и будут говорить, что это сделали провокаторы и «рука Кремля».