Экс-кандидат в президенты Беларуси Светлана Тихановская во время рабочего визита в США отметилась новым громким заявлением. Возлагая цветы к памятнику жертвам Голодомора на Украине, она обвинила советскую власть в геноциде белорусов, а режим Лукашенко назвала «наследием коммунизма». Тот факт, что большинство ее соотечественников позитивно относится к советскому прошлому Беларуси, Тихановскую не волнует. Ради самосохранения в условиях эмиграции она вынуждена продавать спонсорам образ антисоветской Беларуси.
Президент США Джозеф Байден не посчитал нужным лично принимать «избранного лидера Беларуси». От Белого дома с Тихановской провел переговоры советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан. Тем не менее американский истеблишмент не обделил оппозиционерку вниманием.
Помимо действующих конгрессменов, сенаторов и чиновников высокого ранга, пообщаться со Светланой захотела Мадлен Олбрайт — первая женщина на посту государственного секретаря США.
Та самая Олбрайт, которая лично выбирала цели для бомбардировок НАТО в Югославии и оправдывала многочисленные жертвы среди мирного сербского населения.
«Я всегда говорю, что я не профессиональный политик, но мне очень повезло с учителями. И теперь Мадлен — одна из них. Я благодарна ей за эту теплую встречу», — заявила Тихановская. Может ли ученица Олбрайт претендовать на роль человека, который объединяет белорусское общество?
Затем Светлана совершила еще один странный шаг. Вместе с послом Украины в США Оксаной Маркаровой она возложила цветы к мемориалу жертвам Голодомора (этот памятник в 2015 году открывала жена Петра Порошенко). Подобные акции обычно приурочиваются к каким-то памятным датам. Но это не тот случай.
Тихановской не нужен повод, чтобы попиариться на теме Голодомора и заклеймить позором советскую власть.
«Это один из самых варварских актов ХХ века, и он напоминает нам о той цене, которую мы заплатили за коммунизм. Голодомор коснулся и нашей нации: от 100 до 500 тысяч белорусов погибли», — утверждает Тихановская.
Откуда появились эти данные? Выясняется, что их озвучивал профессор кафедры истории Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, заслуженный работник просвещения Украины Виктор Гудзь. «Я знакомился с учебными изданиями 2006, 2009 годов — пособиями для студентов столичных вузов, в одном из них вообще нет ни слова о Голодоморе в Беларуси. По моим же данным, в 1930-х годах полегло от голода и репрессий от 100 до 500 тысяч белорусов. Это огромная цифра, которую грех замалчивать», — рассказывал
Едва ли спичрайтеры Тихановской знакомились с его работами.
Они просто открыли одну из первых ссылок по поисковому запросу «Голодомор в Беларуси» и наткнулись на интервью украинского профессора.
Но его оценки — это не истина в последней инстанции. Например, в Институте демографии и социальных исследований имени Птухи Национальной академии наук Украины подсчитали, что жертвами голода 1930-х годов в Белорусской ССР стали примерно 67,6 тысячи человек.
Не от 100 до 500 тысяч, а значительно менее 100! Но Тихановская, конечно, не скажет, что специалисты спорят по этому вопросу.
«Избранный президент» просто берет самые страшные цифры и обвиняет советскую власть в геноциде белорусов. А затем покупает еще один букет цветов, чтобы возложить его к мемориалу жертвам коммунизма.
«Этот режим (в Беларуси — прим. RuBaltic.Ru) — частично наследие коммунизма. Когда белорусы вышли протестовать против украденного шанса вырваться на свободу, режим развязал репрессии. Несмотря на это, белорусы борются. Любовь к свободе окажется сильнее тюрьмы, стены которой обязательно рухнут», — уверяет Тихановская.
Рухнул Советский Союз — рухнет и власть Лукашенко! Лукашенко — «абсолютное зло», коммунизм — тоже. И плевать на то, что большинство белорусов позитивно оценивают советский период своей истории. Тихановская давно «забила» на этих людей.
Хотя раньше она претендовала на роль лидера, который объединяет людей с разными политическими взглядами, и старалась не делать резких заявлений.
Крым — яркое тому подтверждение. Поначалу Тихановская не могла определиться, кому же принадлежит полуостров: «Я понимаю, что вопрос про Крым раскалывает общество. А мне не хотелось бы неосторожными словами кого-то оттолкнуть».
Но потом все-таки пришлось оттолкнуть всех этих «неправильных» белорусов, которые поддерживают присоединение Крыма к России. Сегодня Тихановская не стесняется показывать, какую Беларусь ее кураторы хотят построить на развалинах режима Лукашенко.
В «стране для жизни» у русского языка отберут статус государственного (пусть и не сразу).
Вспомним самый скандальный пункт проекта Конституции, разработанного в команде Тихановской: «Уважая право каждого выбирать язык общения, государство осуществляет меры по расширению использования белорусского языка для последующего придания ему в Конституции статуса единственного государственного языка».
Лидеры «страны для жизни» будут налаживать отношения с политиками вроде Алексея Гончаренко, который бегал по трупам невинно убитых одесситов в Доме профсоюзов. А политики вроде Мадлен Олбрайт станут их учителями.
Социально-экономические реформы будут осуществляться по рецептам Международного валютного фонда (МВФ). Коммунизм приравняют к нацизму и запретят его пропаганду на законодательном уровне. В учебниках обязательно напишут, как злая советская власть уничтожала непокорный белорусский народ. Потери БССР во время голода 1930-х годов окажутся даже свыше полумиллиона человек.
Впрочем, говорить о реализации проекта «Тихановская» в Беларуси уже не приходится. Именно поэтому Светлана делает то, что раньше делать опасалась: разделяет соотечественников на почве языка, идеологии, истории.
Оно и понятно: для достойной жизни на Западе нужно делать соответствующие заявления, встречаться с соответствующими людьми и продавать им описанный выше образ Беларуси. На другой образ спонсоры не клюнут.