Новое оружие Лукашенко: Литва испугалась ядерной контрабанды из Беларуси
Алексей Ильяшевич
Беларусь может использовать незаконный оборот ядерных материалов в качестве нового инструмента «гибридной агрессии» против Литвы. Об этом заявил министр иностранных дел прибалтийской республики Габриэлюс Ландсбергис. Вероятно, речь идет о возможной контрабанде топлива, которое поставляет на Белорусскую АЭС российская компания ТВЭЛЛ. Никаких аргументов в пользу этой версии у Ландсбергиса нет — лишь убежденность, что в борьбе с Вильнюсом Лукашенко готов использовать самые изуверские методы.
О планах президента Беларуси министр иностранных дел Литвы рассказал на заседании совета своей партии. По его словам, Лукашенко угрожает соседям контрабандой радиоактивных материалов и наркотиков. Все это — инструменты «гибридной агрессии».
«Полтора месяца назад таким инструментом был захваченный самолет, который заставили приземлиться в Минске. Сегодня им стали мигранты. Он (Лукашенко — прим. RuBaltic.Ru) может придумать еще какие-то новые инструменты».
С наркотиками все понятно. Ближний Восток — это один из мировых центров наркотрафика, а именно отсюда в Беларусь прилетают люди, которые нелегально пересекают литовскую границу. Но при чем здесь радиоактивные материалы?
Дело в том, что в Беларуси уже работает Островецкая атомная электростанция. Россия снабжает ее ядерным топливом.
И Ландсбергис, видимо, полагает, что это ценное и опасное вещество Лукашенко будет переправлять в Литву.
Возможно, контрабанду урана одобрит лично Путин (в литовской картине мира он сегодня контролирует каждый шаг президента Беларуси).
В таком случае Ландсбергису понадобятся методички 1990-х годов. Тогда именно Россия считалась главным источником незаконного оборота ядерных материалов. The New York Times писала: «Если вы хотите купить реактор на быстрых нейтронах, обогащенный уран, тяжелую воду или даже некие мирные ядерные взрывные устройства, то вам следует делать эти покупки в Москве».
Эти обвинения были небеспочвенными. В ельцинской России действительно воровали радиоактивные материалы. В 1993 году было зафиксировано два хищения на Северном флоте — пропали урановые сборки. Аналогичные случаи происходили на производственном объединении «Маяк» в городе Озерске, на заводе «Луч» в Московской области, во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики.
На Западе много шума наделал так называемый Мюнхенский скандал, когда на рейсе из Москвы немцы обнаружили плутоний оружейного качества.
С тех пор Россия в сотрудничестве с международными партнерами проделала большую работу по совершенствованию системы защиты объектов, где хранятся ядерные материалы.
Их незаконный оборот пресекается на корню. Компания ТВЭЛЛ (подразделение «Росатома») снабжает топливом 75 реакторов по всему миру, ее деятельность находится под пристальным наблюдением МАГАТЭ, и никто не обвиняет ее в том, что она слабо контролирует оборот радиоактивных веществ.
Правда, есть много вопросов к Армении — она давно является источником незаконного оборота ядерных веществ. Свидетельства этого отражены в ежегодных отчетах МАГАТЭ. Чаще всего армянских контрабандистов ловят на границе с Грузией.
В Азербайджане считают, что это целенаправленная государственная политика Армении, а утечки урана происходят на Мецаморской АЭС, которая работает на российском топливе.
«Как известно, в последнее время одной из составляющих терроризма и экстремизма является ядерная угроза. В последние годы использующие эти методы радикальные силы угрожают осуществить радиационное заражение и начать ядерную войну с применением ядерных боеголовок, другого вооружения этого типа и его компонентов. Отметим, что контрабанда радиоактивных веществ в Армении осуществляется на государственном уровне. Но откуда они могут добыть эти вещества? Считаю, что их источником является Мецаморская АЭС», — утверждает азербайджанский депутат Арзу Нагиев.
Принципиально те же обвинения Литва в лице своего министра иностранных дел предъявляет Беларуси.
Есть ли для этого хоть какие-то основания? «Основание» только одно: Лукашенко — абсолютное зло. Он душит свободу слова, он калечит и сажает в тюрьму невинных людей, он носит на плечах нелегальных мигрантов к белорусско-литовской границе. А теперь каждому нелегалу будет выдавать еще и кусочек урана.
Несколько месяцев, и Литва — а то и вся Прибалтика — превратится в зону отчуждения.
Наркотики тоже не помешают. В одном кармане — уран, в другом — героин. «Гибридный агрессор» в полной экипировке готов уничтожить Литву по приказу Батьки.
В первые годы войны в Донбассе украинцев пугали «боевыми бурятами Путина». Но они и в подметки не годятся «урановым арабам Лукашенко», которые будут осаждать Литву! Более коварный план агрессии и придумать сложно.
С точки зрения официальной литовской пропаганды все логично.
Дед нынешнего министра иностранных дел Витаутас Ландсбергис полагает, что подлинная цель строительства БелАЭС — наказать Литву.
На эту затею Путин не пожалел миллиарды долларов. Следовательно, хищение российского ядерного топлива его сильно не расстроит. Чего расстраиваться, если оно будет использовано против ненавистной прибалтийской республики?
Из этой, казалось бы, несерьезной новости белорусскому руководству стоит сделать очень серьезные выводы.
Контроль за оборотом ядерных материалов в Беларуси должен находиться на таком уровне, чтобы вероятность их хищения стремилась к нулю. В противном случае Вильнюс может получить серьезный козырь.
Даже единичный случай контрабанды радиоактивных веществ лицами белорусского происхождения (или с участием белорусов) будет трактоваться как очередное проявление «гибридной агрессии» Лукашенко.
Литва воспользуется этим, чтобы потребовать новых санкций против Беларуси и навязать Евросоюзу бойкот БелАЭС.
Да и «Росатом» получит свою порцию критики. Российский госконцерн наверняка обвинят в попустительстве белорусскому «терроризму».