Строительство забора на границе с Беларусью вызвало негодование в Литве
Алексей Ильяшевич
Строительство на границе с Беларусью забора, который должен сдержать поток нелегальных мигрантов, вызвало волну негодования в Литве. Инициативу правительства критикуют защитники природы, белорусские политэмигранты и депутаты Сейма, которые опасаются, что Вильнюс нарвется на критику со стороны Западной Европы за жестокое обращение с беженцами. Под напором их аргументов Литва может отказаться от этого проекта или ограничиться строительством ограждений на небольшом участке границы протяженностью в несколько десятков километров.
Строительство «Великой литовской стены» (так ее иронично окрестили в Сети) началось 9 июля. Никакой дискуссии по этому поводу в литовском обществе не было — правительство Ингриды Шимоните решило действовать сразу. И только потом выяснилось, что саму идею забора стоило для начала обсудить, обдумать, просчитать все возможные риски. Литовские власти этого не сделали, из-за чего оказались в довольно щекотливом положении.
Как известно, Еврокомиссия финансировать «Великую литовскую стену» не собирается. На этом уже можно поставить точку: зачем вообще Литве что-то строить, если Евросоюз не выделяет на это деньги? А ведь речь идет о внушительных суммах. Изначально стоимость проекта оценивалась в 15 миллионов евро, затем в Министерстве иностранных дел заговорили о необходимости найти целых 42 миллиона. И это явно не предел (аппетит, как известно, приходит во время еды).
Справедливости ради отметим, что 10 миллионов евро Литва все-таки получит. Но не на забор, а на содержание этих самых нелегальных мигрантов, от которых она хочет оградиться забором. «Комиссия готова поддержать Литву в разрешении этой сложной, тяжелой ситуации и удовлетворении самых необходимых потребностей мигрантов», — заявила еврокомиссар по внутренним делам Ильва Йохансон.
Видимо, Вильнюс и Брюссель друг друга недопоняли.
Литва хочет, чтобы к ней не попадали беженцы, и поэтому ищет деньги на строительство забора. А Евросоюз хочет, чтобы беженцам в Литве было максимально комфортно, и поэтому выделяет средства на их содержание.
Не лишним будет упомянуть, что литовский парламент на днях признал нелегальных мигрантов «гибридными агрессорами». Интересно, что об этом думает Ангела Меркель, которая очень трепетно относится к соблюдению прав беженцев? Не хочет ли объяснить своим литовским друзьям, что выходцев из Сирии и Ирака оскорблять нельзя?
Впрочем, дело здесь не в юридических формулировках и резолюциях парламента. Важно другое: как в прибалтийской республике будут обращаться с незваными ближневосточными гостями? В Литве уже отчетливо звучат голоса тех, кто призывает государство проявить максимальную жесткость. Возле здания Сейма прошел митинг с требованием сажать мигрантов в тюрьму и депортировать их на родину. Если власть начнет использовать подобные практики для борьбы с нелегалами, то обязательно получит выговор от Евросоюза.
Но и сам забор, по мнению депутата Сейма Довиле Шакалене, несет угрозу для репутации Литвы.
Беженцы все равно продолжат прорываться через границу и получать ранения от колючей проволоки. Потом их окровавленные лица будут фотографировать журналисты, эти фотографии просочатся в западные СМИ и привлекут внимание правозащитников. Еще одно дельное замечание Шакелене: лечить раненых беженцев придется самой Литве, у которой и так перегружена система здравоохранения…
Следом опомнились защитники прав животных. Вернее, не защитники, а охотники, но в данном случае они проявляют заботу о природе. «С первых же дней с ужасом наблюдал за строительством забора из колючей проволоки. Этот забор имеет свойство задерживать любое живое существо и наносить ему смертельные раны. Строители заборов, видимо, забыли, что границы популяций диких животных не имеют государственных границ, тысячи животных ежедневно мигрируют туда и обратно через границу к местам кормления, ночлега, нахождения стаи, зимнему или летнему выпасу», — возмущается президент Союза охотников Литвы Раймондас Рибачяускас.
Наконец, в пользу отказа от проекта прозвучал «убийственный» аргумент: строительство забора станет… подарком для Лукашенко!
Об этом заявили представители белорусской оппозиции. По их мнению, если на границе Беларуси и Литвы появятся ограждения, то противникам Лукашенко будет труднее бежать из страны.
«Он (Лукашенко — прим. RuBaltic.Ru) не умеет бороться с хорошими литовцами, которые помогают белорусам. Он хочет своими руками построить стену, денег на это в Беларуси нет. Если литовцы соединятся и построят границу, в первую очередь вы поможете самому Лукашенко», — предупреждает представитель благотворительного фонда «Страна для жизни» Ольга Зазулинская.
Если следовать этой логике, литовцы пошли на поводу у Батьки. Используя нелегальных мигрантов, он якобы заставил власти соседней страны строить стену, на которую сам не захотел тратиться. Премию за самую гениальную политическую провокацию смело можно вручать Лукашенко!
«Великая литовская стена», которую начали строить неделю назад, уже получила тройной удар. Против нее выступают защитники прав беженцев, защитники прав животных и защитники прав белорусских политэмигрантов.
Молчат только защитники прав литовцев. Никто не спрашивает, за чей счет банкет.
Какие статьи бюджета Литвы придется сократить, чтобы заплатить за строительство забора? Урезать расходы на медицину, на образование или на социальную сферу? Оборону, разумеется, никто трогать не будет — это святое…
Весьма вероятно, что под напором недовольной общественности (и ввиду отсутствия европейского финансирования) Литва откажется строить стену на границе с Беларусью. Или ограничится укреплением самого «проблемного» участка протяженностью 30 километров, на котором сейчас ведутся работы. Это оптимальный вариант — правительству он позволит сохранить лицо.