Политика Политика

Абсурд и бессилие: почему Европа угрожает белорусам визовыми ограничениями?

ЕС не исключает возможности приостановки выдачи шенгенских виз для граждан Беларуси. Об этом заявила еврокомиссар по внутренним делам Илва Йоханссон. Причиной для принятия такого решения называется возросший трафик нелегалов с территории РБ. Аналитический портал RuBaltic.

Ru разбирался, что стоит за этим заявлением.

Слова еврокомиссара наделали изрядный переполох в рядах белорусской оппозиции, а Светлана Тихановская даже заявила, что будет вести переговоры в Брюсселе с целью не допустить принятия подобного решения.

Впрочем, вскоре Йоханссон фактически дезавуировала собственные слова, заявив, что возможные визовые ограничения не затронут народ Беларуси.

Действительно, возможная приостановка выдачи виз для белорусов была бы весьма странным решением. Ведь политика ЕС в отношении Беларуси основана на противопоставлении правящего режима и населения. В Европе не устают подчеркивать, что все санкции и прочие ограничения направлены против режима, а народ Беларуси, напротив, пользуется всесторонней европейской поддержкой.

Здесь же получается, что ЕС собрался «наказывать» именно простых граждан. При этом непонятна сама логика решения — на увеличение потока нелегалов, которые не являются гражданами Беларуси, хотят ответить ограничением легального въезда для белорусов.

Вся эта история говорит о том, что внятной стратегии в отношении белорусского режима в ЕС сейчас нет. Отсюда все эти достаточно хаотичные и нелогичные действия и высказывания.

Европейская политика, которая проводилась в отношении Беларуси до 9 августа 2020 года, очевидным образом провалилась. Эта политика была направлена на мягкое вовлечение Беларуси в сферу европейских интересов и постепенные трансформацию и разложение белорусского авторитарного режима.

Эта стратегия была долгосрочной и, по всей видимости, не предполагала «цветного» сценария в 2020 году. То, что произошло в ходе и после президентских выборов, стало своеобразным фальстартом, когда белорусские прозападные структуры, переоценив собственные возможности, попытались мобилизовать общество на смену власти.

Результат оказался катастрофическим.

Вся кропотливо выстраиваемая система взаимодействия ЕС с белорусской властью рухнула в одночасье, а разросшаяся в гражданском обществе сеть западного влияния подвергается настоящему погрому.

Что делать в этой новой ситуации, в ЕС не знают. Белорусский режим в своих действиях явно далеко вышел за те негласные «красные линии», которые были установлены в его отношениях с ЕС, и вернуться к прежнему формату взаимодействия, каким он был до августа 2020 года, Брюссель уже не может. В системе европейских ценностей белорусский режим теперь слишком «токсичный».

В то же время ЕС не может себе позволить и ту воинственную радикальную линию, которую в отношении официального Минска продвигают Польша и Литва. Свержение белорусского режима любой ценой во имя «торжества демократии» означает масштабную дестабилизацию всего восточноевропейского региона с втягиванием в конфронтацию России.

А на это Европа идти не готова. Лимит на конфронтацию с Россией фактически исчерпан в рамках украинского кризиса.

В ЕС могут как угодно относиться к Москве и проводимой ею политике, но не могут не понимать, что в случае полномасштабной конфронтации неприемлемый ущерб понесет и сама Европа.

И Беларусь — явно не тот повод, чтобы ввязываться в подобную конфронтацию.

Не благоприятствует радикальным сценариям и общая политическая конъюнктура в масштабах Запада. После саммита Путин — Байден стало очевидно, что в российско-американских отношения грядет частичная разрядка, поскольку для Вашингтона куда более значимой проблемой является не Россия, а Китай. Вслед за США к более мягкой политике на российском направлении будет склонен и ЕС, тем более что сторонников агрессивной воинственной линии здесь всегда было меньше.

А раз так, то и провоцировать «русского медведя» радикальным решением белорусского вопроса в ближайшее время тоже вряд ли будут.

Тем более что значительная часть европейского бизнеса заинтересована в тишине и спокойствии на востоке Европы. Германия ждет российский газ, который вскоре должен пойти по Северному потоку — 2, и последовательно отбивает все атаки на этот проект. Очередное обострение отношений с Россией из-за Беларуси в этом контексте Берлину сейчас явно не нужно.

Спокойствие на континентальных транзитных путях из Китая в Европу сегодня также во многом завязано на Беларусь, превратившуюся в своего рода бутылочное горлышко, через которое идет львиная доля континентального трафика. Стратегическую значимость этого обстоятельства понимают и в Минске, поэтому недаром Лукашенко на днях бравировал возможностью перекрытия транзита из Германии в Китай.

Вместе с тем оставлять ситуацию в Беларуси как есть в ЕС тоже не могут. ЕС стремится к роли политического и ценностного лидера в масштабах Европы и бывшего СССР, и белорусский казус больно бьет по европейскому самолюбию. Оставить безнаказанным разгром белорусских «демократических сил» здесь не могут.

Но возможности воздействия на Беларусь у Европы сейчас ограничены. Свою роль играет и фактор страха, что из-за чрезмерного давления со стороны ЕС белорусский режим может окончательно уйти под крыло Москвы.

Поэтому нынешняя политика ЕС в отношении Минска выглядит половинчатой и противоречивой. Вводятся санкции, которые причиняют белорусскому режиму достаточно серьезные, но все-таки далеко не фатальные неприятности. Делаются странные заявления вроде угрозы не выдавать белорусским гражданам европейские визы, которые вскоре аннулируются.

Кроме того, ЕС, по всей видимости, сохраняет каналы связи с белорусским режимом. Непотопляемый глава белорусского МИД Владимир Макей остается на своем посту и продолжает твердить о неизменности многовекторного курса, несмотря на его, казалось бы, очевидный провал.

Между ЕС и официальным Минском по-прежнему остаются значимые точки соприкосновения. В Европе очень не хотят, чтобы Беларусь превратилась в протекторат России.

Но этого не хотят и белорусские элиты, видящие в многовекторности залог своего суверенитета. А значит, предмет для торга между Брюсселем и официальным Минском по-прежнему есть, хотя торг этот теперь сильно осложнен «токсичностью» белорусского режима сквозь призму европейских ценностей.

Читайте также
14 июля 2021
В Латвии из-за нехватки иностранных работников пропадает урожай ягод.
15 июля 2021
В санатории «Беларусь» в Друскининкае сменился собственник. Теперь учреждение принадлежит белорусскому Республиканскому центру по оздоровлению.
14 июля 2021
Вильнюс настроен добиваться в Евросоюзе (ЕС) пересмотра миграционной политики, которая является «чересчур либеральной», заявил председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО), член партии консерваторов «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» Лауринас Кащюнас.
14 июля 2021
Беларусь выступает в роли туристического бюро для нелегальных мигрантов, пытающихся попасть в Евросоюз (ЕС). Об этом заявил министр иностранных дел Польши Збигнев Рау.