После распада Советского Союза в обретшей независимость Республике Молдова возник спор между двумя противоположными идеологическими лагерями: молодовенистами и унионистами. Первые уверены, что Молдова является самодостаточным и независимым государством, а ее жители обладают идентичностью, отличной от румынской. Вторые придерживаются мнения, что молдаване и румыны являются одним народом, разделенным искусственной границей, и поэтому должны в будущем сосуществовать в рамках единого государства. Аналитический портал RuBaltic.Ru выделил три главных аргумента в пользу того, что молдаване являются отдельным народом.
Разные исторические судьбы
Начиная с XIV века, существовало два различных государственных образования: княжества Валахия (южная часть современной Румынии) и Молдову. Последняя включала в себя восточные земли Румынии, незначительную часть нынешней Украины (небольшую территорию Одесской области и всю Черновицкую область), а также всю современную Молдову. За исключением кратковременного периода, во время правления господаря Михая Храброго (1600 год) ни в Средневековье, ни в Новое время население двух княжеств не было полностью объединено. Более того, родственные связи населения этих государств не мешали их народам неоднократно вступать в ожесточенные конфликты друг с другом.
Отличная география проживания, в свою очередь, создала предпосылки для формирования различного этногенеза двух народов. Предки современных молдаван имели общий ареал проживания с восточнославянским населением, что привело к их активному взаимодействию.
В результате длительного противостояния между Турцией и Российской империей Бессарабия (преимущественно территория современной Молдовы) стала частью последней. Население региона не было вовлечено в процесс становления и развития румынской национальной идеи. И многие важные исторические события, являющиеся основополагающими для румынской нации (Валашское восстание 1821 года, Валашская революция 1848 года, объединение Румынии 1859–1862 годов, провозглашение ею независимости в 1877 году и так далее), обошли население Бессарабии стороной. Соответственно, территория Бессарабия не вошла в состав королевства Румыния, оставшись частью Российской империи.
О том, что к моменту краха Российской империи в Бессарабии возникла идентичность, отличная от румынской, говорит тот факт, что в декабре 1917 года на ее территории была образована Молдавская Демократическая республика, ставившая задачей получение автономии в составе России. Однако этим планам не суждено было сбыться, поскольку в 1918 году Бессарабию оккупируют румынские войска.
Новые власти тут же запустили процесс румынизации, объявив молдавское население румынским, заменив кириллицу на латиницу, а также начав решительную политику по вытеснению русского языка из сфер государственного управления, образования и общественной жизни.
Подобная деятельность румынских властей не встретила сочувствия со стороны широких масс местного населения, поскольку к тому времени население Бессарабии отнюдь не было моноэтничным. Согласно результатам переписи населения Российской империи 1897 года, в Бессарабии доля молдаван составляла менее половины от общего числа жителей (47,6%). Поэтому против оккупантов в 1919 году были подняты сначала Хотинское, а затем Бендерское восстания. В 1924 году против румынской власти поднялось также Татарбунарское восстание. Во всех этих выступлениях важную роль наряду с представителями национальных меньшинств играли и молдаване.
В 1940 году, а затем после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году, территория современной Молдовы вновь перестала быть частью Румынии, войдя в состав Советского Союза. Отметим, что СССР никогда не признавал оккупации Бессарабии, которая в составе Румынии в совокупности не пробыла и тридцати лет.
В советский период появились выдающиеся молдавские деятели культуры, получившие широкое признание в русскоязычном пространстве СССР (Михай Волонтир, Мария Биешу, Ион Друцэ, Евгений Дога и другие). Так возникло богатое культурное наследие молдавского народа, которое исторически разошлось с румынским. Эти обстоятельства не позволили Бухаресту окончательно ассимилировать молдаван, превратив их в румын.
Языковые различия
По причине того, что Бессарабия развивалась значительную часть своей истории в составе Российской империи, ее население долгое время не было затронуто процессом латинизации родного языка. Кроме того, большое значение в этот период обрел русский язык, который занял на территории Бессарабии преобладающие позиции в образовании, церковной и публичной сферах, а также в делопроизводстве.
Уже в советское время основным языком в полиэтнической городской среде Молдавской ССР стал русский язык. В 1959 году в Кишиневе население не только говорило на русском языке, но и признавало его родным.
В результате на сегодняшний день в молдавском языке присутствует большое количество слов, имеющих восточнославянское происхождение, что несколько отличает его от румынского.
Отметим, что большинство молдаван определяют именно молдавский язык в качестве своего родного. Согласно данным социологического опроса населения республики в 2019 году, 62,2% граждан считали, что государственным языком в стране должен быть молдавский. Мнения, что государственным языком должен стать румынский, придерживалось только около трети респондентов (34,9%). Однако, несмотря на царящие в обществе страны настроения, новоизбранный президент государства Майя Санду поменяла на своем сайте государственный язык с молдавского на румынский.
Возникновение национальной политической элиты Молдовы
Наряду с гуманитарной интеллигенцией важную роль в формировании идентичности нации играет и правящая элита. В период перестройки ее представители и унионисты оказались ситуативными союзниками. Первые хотели обретения независимости для проведения масштабной приватизации государственной собственности, расширения своих властных полномочий и усиления своего статуса на международной арене. Вторыми двигали преимущественно националистические и антикоммунистические взгляды.
После обретения Молдовой независимости политическая элита страны отнюдь не была заинтересована в утрате государственного суверенитета, поскольку четко понимала, что после присоединения к Румынии ее роль будет сведена до второстепенной. В этой связи власти страны вскоре после распада СССР отодвинули унионистов от реализации внешнеполитической деятельности. И сегодня, несмотря на порой активные заигрывания с унионистами, правящие элиты Молдовы вряд ли будут заинтересованы в полном размытии молдавской идентичности.
По этой и выше упомянутым причинам по итогам переписи населения Молдовы 2014 года около 75% населения страны идентифицировало себя как молдаван. Румынами себя назвали всего лишь 7%.