Среди различных фондов, осуществляющих финансирование и управление так называемыми «неправительственными» и «некоммерческими» организациями, особенно выделяется один — наиболее известный, наиболее популяризуемый и, пожалуй, наиболее зловещий: фонд Джорджа Сороса. Для придания должного имиджа этому финансовому учреждению дали название «Открытое общество». Аналитический портал RuBaltic.Ru
Нет необходимости пересказывать биографию знаменитого предпринимателя, создавшего огромное состояние на биржевых спекуляциях. Предметом рассмотрения является не он сам, а конкретная деятельность фонда Сороса в одной маленькой стране — в Республике Молдова.
Экспансия финансовых организаций Джорджа Сороса на пространстве СССР началась еще в 1987 году, но до поры до времени это были, в основном, совместные проекты с государственными структурами Советского Союза. Определенная самостоятельность этой структуры и ее неполная подконтрольность Соросу вызывали недовольство последнего. Работа фонда в СССР была остановлена, чтобы возобновиться в России и других новообразованных независимых государствах в постсоветское время — в начале 1990-х годов.
Структуры Сороса прошли ребрендинг и стали функционировать под вывеской «Открытое общество», постепенно отходя от благотворительных проектов в области образования, искусства и культуры. Они уделяли все больше внимания общественно-политическим отношениям и формированию так называемого «гражданского общества» — прослойке лиц, которые внедряются в государственный аппарат и различные сферы общественной жизни.
Очень подробный и глубокий анализ деятельности фонда Сороса в Молдове был проделан одним из ведущих молдавских политологов, депутатом парламента от Партии социалистов Богданом Цырдей в его книге «Гражданское общество Молдовы: Спонсоры. НПО-кратия. Культурные войны». Презентация этой книги вызвала шквал атак на автора со стороны многочисленных НПО Молдовы, которые финансируются в том числе и Фондом Сороса.
По оценкам Богдана Цырди, в 1992–2018 годах фонд Сороса израсходовал в Молдове более 129 миллионов долларов США.
В своей деятельности в Молдове фонд поддерживает четыре ключевые группы:
1. Так называемые «политические НПО»: анализ политических, экономических, социальных событий, мониторинг государственных институтов, борьба с коррупцией и так далее. Представители этих организаций позиционируют себя в качестве «независимых экспертов», высказывающих свои мнения по различным вопросам общественно-политической жизни.
2. «Медийные НПО» и медийные сети по всей стране. Фонду практически удалось создать внушительную сеть СМИ, которые не только провозгласили себя «свободными», но и присвоили себе право экспертизы любых других СМИ. Целая сеть интернет-изданий, новостных сайтов и даже телеканалов пытается монополизировать право на информирование граждан Молдовы (информирование в определенном идеологическом ключе). Эти НПО вовлечены в социальную инженерию, информационные и «ментальные войны», продвигают понятия «общественной целостности/неподкупности», кампании по «проверке фактов» (fact checking) и предотвращения «лжи» (stop fals), а также проводят избирательные «журналистские расследования».
3. НПО, ориентированные на права человека, продвижение прав ЛГБТ, феминизма, защиты окружающей среды. Представители этих организаций занимаются пропагандой определенного набора ценностей, вытесняющих традиционный уклад и носящих характер, несовместимый, прежде всего, с традициями православия.
4. НПО, ориентированные на социальную помощь лицам с ограниченными возможностями и малоимущие социальные группы.
Годовой бюджет фонда Сороса в Молдове варьируется в среднем от 5 до 10 миллионов долларов. При этом интересна динамика изменения годовых бюджетов фонда:
После прихода к власти в Молдове проевропейских сил в 2009 году отмечено резкое повышение бюджета фонда.
Этот «пир во время чумы» продолжался до 2015 года, когда даже в ЕС проснулись и осознали, что выделяемые деньги расхищаются, а в стране установлен олигархический режим Плахотнюка. Кроме того, именно на этот период приходится пик скандала с банковским мошенничеством, в ходе которого из финансовой системы страны пропал один миллиард долларов.
Главной задачей деятельности фонда Сороса являются, прежде всего, подготовка и внедрение в государственный аппарат и различные ведомства кадров, прошедших обучение и проработавших в системе фонда. Бенефициары и представители этой структуры в Молдове стали членами коллегий при министерствах, Генеральной прокуратуре, Службе информации и безопасности, министрами, премьер-министрами, председателями Конституционного суда, Высшей судебной палаты и так далее.
Подавляющее большинство бенефициаров (почти без исключения) оказалось в списках партий правого толка. В то же время в публичном пространстве появились данные о тайном финансировании фондом Open Society некоторых правительственных советников и НПО, связанных с определенными правыми партиями. Например, с PAS — партией «Действие и солидарность», которую возглавляла до избрания главой государства Майя Санду.
По большому счету, именно Майя Санду и PAS стали главными политическими инструментами сети Сороса в Молдове.
Убедиться в этом нетрудно. Сама Санду — бывший член Сената «Фонда Сороса — Молдова» (2009–2010). Помимо нее, в списке «друзей Сороса» фигурируют первый вице-президент партии и председатель парламентской фракции PAS Игорь Гросу (член административного совета Центра правовых ресурсов Молдовы (CRJM), бенефициара фонда Сороса), вице-президент PAS и директор по образованию «Фонда Сороса — Молдова» в 1996–1998 годах Лилия Николаеску-Онофрей, вице-президент PAS и аналитик Джеймстаунского фонда Михай Попшой.
Еще один вице-президент PAS, член Политбюро Дан Перчун, в свое время был координатором проектов, поддерживаемых фондом Сороса в Министерстве образования, когда им руководила Майя Санду. И это далеко не все «соросята», окопавшиеся в пропрезидентской партии.
Создается впечатление, что в эту партию людей принимали только из западных НПО.
Скорее всего, именно этот принцип формирования партии PAS и объясняет ее отстраненность и дистанцирование от других политформирований на правом фланге молдавской политики. Этими же причинами можно объяснить ее стремление добиться добровольного снятия проевропейских политических сил в пользу PAS для «консолидации проевропейского электората Молдовы».
По аналогии с известной цитатой можно смело утверждать, что бывших сотрудников фонда Сороса не бывает. В Молдове они прекрасно вписались в государственный аппарат и сегодня готовятся к его окончательному поглощению.