Президент Литвы Гитанас Науседа написал статью о причинах Второй мировой войны в немецком журнале Die
«Для Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши Вторая мировая война началась не 80 лет назад, а почти 82 года назад — 23 августа 1939 года, когда в Кремле был подписан Договор о ненападении между Германией и СССР вместе с секретными протоколами о разделе Европы. И тогда СССР был агрессором, а не жертвой», — пишет президент Литвы Гитанас Науседа.
Статья Науседы в немецком журнале Die Zeit – это краткий пересказ литовской истории ХХ века в той ее официальной версии, которую свирепо оберегает от критики Уголовный кодекс Литвы. «Советская оккупация», «борьба за свободу» героических «лесных братьев» и агентов КГБ в движении «Саюдис» и не менее героическая борьба Литвы против «агрессивных попыток восстановления СССР».
Заканчивается все, как обычно, словами об угрозе не только Украине и Грузии, но и странам Балтии, над которыми снова нависла зловещая тень очередной реинкарнации Российской империи.
Одним словом, тоска зеленая. Послание литовского президента западным союзникам, как всегда, сводится к нытью, что Литве уделяют мало внимания, ничего не знают о ее истории и не слышат, что она говорит. А она говорит, что нужно укреплять НАТО, выделять больше денег на оборону восточных союзников и не идти на сотрудничество с Москвой.
Через весь текст Науседы проходит горькое осознание, что никому на Западе не интересна Литва с ее трагическим прошлым и бурной деятельностью на постсоветском пространстве в настоящем.
Поэтому администрация президента Литвы пытается прицепиться к бренду «Владимир Путин», откусив кусок от всемирной путинской славы, и подлинному, несомненному интересу к российскому лидеру у западных союзников.
Статья Науседы в журнале Die Zeit посвящена статье президента России о Великой Отечественной войне, вышедшей неделей ранее в том же журнале Die Zeit. Науседа в ней заочно полемизирует со статьей Путина и эксплуатирует его имя, чтобы обратить внимание на себя и Литву.
Впечатляет, что попытка даже заочно разговаривать с Путиным о прошлом и настоящем начинается и заканчивается у него утверждением, что никаких разговоров с Путиным у Запада быть не должно.
«Прежде чем диалог станет возможным, Россия должна начать соответствовать определенным критериям — таким как возвращение Крыма Украине. Таков ответ Владимиру Путину от президента Литвы Гитанаса Науседы», — говорится в анонсе статьи.
Заканчивается статья ультиматумом и призывами: «Поэтому для возобновления диалога Россия должна сначала выполнять определенные условия. Верните Крым Украине, завершите войну в Донбассе, выведите войска из Абхазии и Южной Осетии».
Вообще-то Путин президенту Литвы никакого диалога не предлагал. На страницах Die Zeit президент России разговаривал с немцами. Это президент Литвы на страницах Die Zeit отвечает Путину и при этом предостерегает Запад от того, чтобы с ним, Путиным, разговаривать.
Гитанас Науседа может быть спокоен. С ним в Кремле разговаривать точно не станут.
У Путина желание примазаться к его имени и копировать его действия, чтобы обратить внимание на борьбу с ним, может вызвать только презрение.
Сам российский лидер несколько месяцев назад называл такое поведение обезьянничаньем, когда объяснял, почему не хочет прививаться от коронавируса на камеру, как иностранные лидеры. «Мы разве с вами должны обезьянничать, что ли, обязательно делать так, как кто-то где-то делает?», — говорил весной Путин.
По такому ответу понятно, как президент России отреагирует на действия литовского коллеги, если ему кто-то о них расскажет (что не факт, потому что стоит ли отвлекать Путина из-за ерунды?). Ведь президент Литвы отметился именно обезьянничаньем: детальным копированием российского президента с публикацией статьи на ту же тему в том же журнале, чтобы именем Путина привлечь внимание к своему неприметному имени.
Те, кто подсказал Науседе такой медиа-ход, выставили его полным ничтожеством, которое пытается прицепиться к общепризнанно выдающемуся деятелю, чтобы мир заметил и его убогое существование.
У немцев есть сказка про смешную птичку королька, которая спряталась в перьях орла, взлетела с ним до небес, а потом объявила себя королем птиц, потому что она выше всех летает. Окружение президента Литвы показало его миру вот таким смешным корольком.