Политика Политика

Скандал на границе: Литва обвиняет Беларусь в нашествии арабов

В отношениях между Беларусью и Литвой разрастается очередной крупный скандал, причиной которого стал миграционный кризис на белорусско-литовской границе. Литовская пограничная служба фиксирует существенный рост потока нелегальных мигрантов, идущего со стороны Беларуси. Литовские власти обвиняют в происходящем руководство Республики Беларусь и считают наплыв мигрантов местью президента Лукашенко Литве за призывы к санкциям против Минска.

За пять месяцев текущего года белорусско-литовскую границу незаконно перешли 387 человек. Большинство из них — граждане Ирака, есть также приезжие из Сирии, Таджикистана и России. Это почти в пять раз больше, чем за весь 2020 год, когда был задержан 81 иностранец, незаконно пересекающий литовско-белорусскую границу (в 2019 году — 46, в 2018 году — 104).

В абсолютных цифрах эти величины не кажутся большими, однако общая тенденция не может не тревожить литовские власти.

Более того, для Литвы даже это относительно небольшое число нелегалов может создать серьезные проблемы.

Первый звоночек уже прозвенел — 23 июня в Центре регистрации иностранцев в пограничном с Беларусью городке Пабраде иракские мигранты устроили настоящий бунт, так что литовские пограничники были вынуждены применить слезоточивый газ и дать предупредительные выстрелы резиновыми пулями.

Как объяснить происходящее?

По версии литовской стороны, руководство Беларуси наладило транзитный канал
для нелегалов, контролируемый силовыми ведомствами республики.

В частности, литовцы увидели корреляцию между рейсами из Багдада и Стамбула в Минск (четыре рейса в неделю) и увеличением количества незаконных пересечений литовско-белорусской границы. Белорусская сторона, естественно, все отрицает и обвиняет Литву в нежелании сотрудничать по охране совместной границы.

Могла ли Беларусь организовать транзит нелегалов?

Беларусь неоднократно обвиняли в покровительстве разного рода нелегальным контрабандным схемам. Причем претензии звучали как с Запада, так и с Востока.

Так, в России вызывал большое неудовольствие реэкспорт санкционной продукции из ЕС, попадавшей в РФ по белорусским сопроводительным документам. Белорусская сторона обвинения обычно отрицала или указывала, что основными инициаторами контрабандных схем были российские предприниматели. В целом история с контрабандой европейской санкционной продукции через Беларусь внесла свой немалый вклад в ухудшение белорусско-российских отношений.

Аналогичным образом в ЕС большое неудовольствие вызывала контрабанда белорусских сигарет, и в последние месяцы было выявлено несколько крупных партий контрабандной продукции.

Однако в том, что касается трафика нелегальных мигрантов, к Беларуси претензий не было. Более того, официальный Минск старался поддерживать максимально высокую репутацию в этой области и позиционировал себя едва ли не в качестве «щита» на пути нелегалов в Европу.

Между Беларусью и ЕС развивалось достаточно интенсивное сотрудничество в области противодействия нелегальной миграции, а Брюссель выделял средства на оборудование пунктов по содержанию нелегалов на территории Беларуси.

Минск всегда стремился использовать свой статус «заслона» на пути нелегалов в качестве козыря в отношениях с ЕС.

Однако сегодня эти отношения подорваны, и белорусской стороне очень важно продемонстрировать Брюсселю свою значимость и склонить его к «конструктивному» (то есть выгодному белорусскому руководству) диалогу.

Прецеденты «миграционного шантажа» в мировой политике имеются. К подобной практике в своих отношениях с ЕС активно прибегает Турция, которая является основным транзитным маршрутом для нелегалов с Ближнего Востока и фактически собирает с ЕС своеобразную дань за удержание беженцев на своей территории. Однако когда отношения с ЕС или Грецией обостряются, Турция «приоткрывает шлюзы», вынуждая своих оппонентов идти на уступки и компромиссы.

Конечно, белорусский трафик нелегалов не идет ни в какое сравнение с турецким и выглядит для ЕС как комариный укус. Так что если предположить, что Беларусь действительно намеренно «приоткрыла шлюзы», следует признать, что это весьма слабый аргумент, который вряд ли способен как-то принципиально повлиять на европейскую политику в выгодном для Минска ключе.

В целом инструменты воздействия Беларуси на ЕС крайне ограниченны.

Если в торге с Москвой официальный Минск имеет на руках достаточно серьезные козыри в виде своего стратегического для РФ геополитического положения Беларуси, то в отношениях с ЕС таких козырей и близко нет.

Пожалуй, единственное, чем Беларусь может всерьез грозить Европе, это своим окончательным уходом в зону российского влияния. Однако нужно понимать, что сами белорусские власти крайне не заинтересованы в подобном развитии событий, поэтому даже этот козырь оказывается весьма сомнительным.

В чем выгода Литвы?

Нельзя забывать, что в раздувании очередного скандала с Беларусью заинтересована и сама Литва.

Провоцирование напряженности в отношениях с соседями на Востоке давно стало политической специализацией этой страны, как, впрочем, и всех других Прибалтийских государств.

Оказавшись на дальней периферии ЕС и не имея возможности как-то принципиально влиять на европейскую политику, эти страны стали активно эксплуатировать тему «угрозы с Востока», тем самым привлекая к себе повышенное внимание и выбивая те или иные льготы и преференции со стороны ЕС и США.

И если основным пугалом, которым прибалты стращают весь «цивилизованный мир», служит Россия, то для Литвы не менее важна и белорусская тема. Беларусь играет для Литвы двойственную роль. С одной стороны, Вильнюс пытается быть оператором «демократических изменений» и путеводной звездой в «цивилизованный мир» для Минска. Но одновременно Беларусь выступает источником всевозможных угроз для самой Литвы. Привлекая внимание к этим «угрозам», Литва пытается решать собственные проблемы на Западе.

Вот и сейчас Литва, ссылаясь на миграционную угрозу со стороны Беларуси, призывает ЕС вкладываться в укрепление своих восточных границ.

А это значит и дополнительное финансирование, что особенно важно в условиях выпадающих доходов от белорусского транзита, который может быть обрезан новыми европейскими санкциями.

Статья доступна на других языках:
Читайте также
17 июня 2021
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что Беларусь использует нелегальных мигрантов как «оружие для гибридной атаки на Европу». Вероятно, в скором времени прибалтийская республика попросит у Евросоюза дополнительные ассигнования на борьбу с нелегальной миграцией.
19 июня 2021
Армия Литвы готова в случае возникновения критической ситуации на границе с Беларусью участвовать в защите от проникновения нелегальных мигрантов.
21 июня 2021
На установку забора на литовско-белорусской границе потребуется около 15 млн евро. Об этом заявил председатель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО) Лауринас Кащюнас.
24 июня 2021
Накануне вечером в Литве в Центре регистрации иностранцев, находящемся в городе Пабраде, произошли беспорядки. Пограничникам пришлось применять слезоточивый газ и стрелять в воздух.