Пропаганда ЛГБТ вызвала политические конфликты в Прибалтике
Алексей Ильяшевич
Тема пропаганды однополых отношений и защиты прав ЛГБТ-сообщества спровоцировала серьезный политический конфликт в Литве, Латвии и Эстонии. Правящие элиты всех трех республик не могут сформировать единую позицию по этому вопросу. Равнение на США и Западную Европу заставляет Прибалтику поддерживать «передовые» сексуальные тренды современности, но консервативное местное население этого категорически не приемлет.
15 июня парламент Венгрии одобрил законопроект, который запрещает демонстрировать однополые отношения в учебных материалах и телевизионных передачах, предназначенных для лиц моложе 18 лет. Эта новость вызвала гневную реакцию Брюсселя.
Еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс усомнилась в том, что венгерский закон соответствует общеевропейскому законодательству.
Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен вообще пригрозила Будапешту экономическими санкциями за попрание «фундаментальных ценностей ЕС», на что получила резкий ответ.
«Заявление председателя Еврокомиссии — это позор, потому что оно основано на ложных голословных утверждениях. Недавно принятый венгерский закон защищает права детей, гарантирует права родителей и не распространяется на права сексуальной ориентации лиц старше 18 лет, поэтому он не содержит никаких дискриминационных элементов», — говорится в заявлении правительства Виктора Орбана.
После этого целый ряд стран — членов ЕС выступил с осуждением «дискриминации по признаку сексуальной ориентации». Их открытое письмо спровоцировало громкий скандал в Латвии.
Как выяснилось, под документом поставил подпись премьер-министр республики Кришьянис Кариньш, но не согласовал этот вопрос с партнерами по правящему большинству.
«Мы призываем премьер-министра разъяснить свое мнение о новом венгерском законе, который позволяет родителям самостоятельно решать, какое половое воспитание получат их дети. Мнение, выраженное от имени Латвии, ранее в коалиции не обсуждалось, поэтому в понедельник мы заслушаем премьер-министра на заседании правления и фракции», — говорится в заявлении Национального объединения ВЛ/ОС-ДННЛ.
Лидер ВЛ/ОС-ДННЛ Райвис Дзинтарс отметил, что латвийцы не имеют права «вмешиваться в работу венгерского законодательного органа». И вообще, законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних ему видится правильным.
Позицию Дзинтарса поддержали общественные организации Латвии: ассоциация «Альянс родителей», Ассоциация семей, Латвийская ассоциация многодетных семей.
Они не ждут объяснений от Кариньша, а требуют его отставки.
«Премьер-министр присвоил слишком большой мандат, у него нет права высказываться от имени всего латвийского общества. Чтобы выразить столь резкое осуждение венгерского государства на международном уровне и встать в ряды идеологов ЛГБТ+, премьер-министр должен был обратиться к нашему народу и его избранным представителям в Сейме. В Конституции по-прежнему твердо утверждается, что суверенная власть принадлежит народу Латвии. Прискорбно, что господин Кариньш явно нарушил Конституцию как по духу, так и по букве», — говорится в письме возмущенных общественников.
Представитель «Альянса родителей» Айра Екабсоне особо подчеркивает, что по латвийским законам «ребенок как физически и интеллектуально незрелый человек нуждается в особой защите и заботе». Поэтому мнение Кариньша не просто не согласовано с населением прибалтийской республики — оно противоречит национальному законодательству. В Ассоциации семей хвалят Орбана за заботу о демографии, чего нельзя сказать о Кариньше.
В соседней Литве произошло все с точностью до наоборот.
Президент Гитанас Науседа не подписал открытое письмо Евросоюза в защиту прав ЛГБТ и заявил, что «никто не может указывать нам или представлять директивы, как мы должны решить этот вопрос».
За это его раскритиковали спикер Сейма и лидер «Либерального движения» Виктория Чмилите-Нильсен, министр экономики и лидер «Партии свободы» Аушрине Армонайте, Центр по правам человека Литвы. Оппозиционные «крестьяне», напротив, поддержали президента.
Примечательно, что ранее Вильнюс поддержал аналогичное обращение Евросоюза, в котором выражалась «серьезная озабоченность» по поводу венгерского закона против пропаганды ЛГБТ. От имени прибалтийской республики выступал заместитель министра иностранных дел Арнольдас Пранцкявичюс.
То есть на международной арене Литва продемонстрировала непоследовательность. Сегодня она осуждает Венгрию, завтра — не осуждает. Глава МИД Габриэлюс Ландсбергис честно признается, что выработать единую позицию по этому вопросу вряд ли возможно.
В случае с Литвой ЛГБТ-раскол правящей элиты усугубляется тем, что между президентом и правящей партией уже давно идет «холодная война».
Они до сих пор не могут решить, кто должен представлять страну на саммитах Евросоюза (президент Гитанас Науседа или премьер-министр Ингрида Шимоните). Разные подходы к проблеме пропаганды однополых отношений обещают еще сильнее накалить обстановку.
Глава государства наверняка заработает на этом политические очки: он прекрасно знает, что абсолютное большинство литовцев придерживаются консервативных взглядов. Решительно выступая против диктатуры толерантности, Науседа создает себе хороший задел для переизбрания на второй срок. И параллельно «топит» Габриэлюса Ландсбергиса — своего потенциального соперника на следующих выборах.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас разделила участь Кариньша. На родине ее тоже жестко раскритиковали за осуждение запрета пропаганды ЛГБТ.
«Венгерские власти никогда не будут лезть во внутренние дела Эстонии, но Кая Каллас почему-то считает, что ей уместно критиковать внутренние дела Венгрии. Представьте, к чему мы пришли: стремление защитить детей от сексуализации, искажение их пола и сексуальной идентичности считается "вопиющей атакой" на Евросоюз», — возмущается глава Фонда защиты семьи и традиций (SAPTK) Варро Вооглайда.
«С чего политики других стран взяли, что они имеют больше прав определять семейную и социальную политику Венгрии, чем сами венгерские депутаты, которых избрал демократическим путем ее народ?», — недоумевает евродепутат от Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Яак Мадисон. Лидер оппозиционной партии «Отечество» Хелир-Вальдор Сеэдер добавляет, что «защита детей от сексуального "промывания мозгов", не соответствующего возрасту, является правильной».
Для всех трех Прибалтийских республик тема ЛГБТ является проблемной.
В Литве защитники традиционных ценностей проводят многотысячные марши, протестуют против принятия Стамбульской конвенции и требуют запретить пропаганду однополых отношений.
В Эстонии собирались провести референдум об определении брака как союза мужчины и женщины (это было одно из условий, на которых EKRE согласилась стать частью правящей коалиции).
В Латвии, напротив, Конституция определяет брак как союз мужчины и женщины, поэтому здесь поборники «свободы, равенства и братства» хотят провести референдум с целью легализовать однополые отношения.
Венгерский закон поставил Литву, Латвию и Эстонию в крайне неудобное положение.
Теперь они не могут отмалчиваться: нужно либо осудить запрет пропаганды ЛГБТ в одной из стран Евросоюза, либо воздержаться. Но какую бы позицию ни заняли лидеры Прибалтийских республик, на родине их все равно раскритикуют. И это в лучшем случае.
В худшем — попытаются отправить в отставку.