Путин указал немцам на роль Прибалтики в разрушении послевоенного мира
Александр Носович
Президент России Владимир Путин опубликовал в немецком журнале Die Zeit статью
Путин нигде прямо не называет страны Прибалтики или Польшу, но из контекста становится понятно, что одной из причин возвращения в Европу военного напряжения в Кремле видят деструктивную активность американских сателлитов на западных границах РФ.
«Именно движение блока [НАТО] на восток, начавшееся, между прочим, с того, что советское руководство фактически уговорили на членство объединенной Германии в НАТО, стало основной причиной стремительного роста взаимного недоверия в Европе. О дававшихся тогда на словах обещаниях о том, что "это не направлено против вас", что "границы блока к вам приближаться не будут", поспешили быстро забыть. А прецедент был создан. И с 1999 года последовало еще пять волн расширения НАТО. В организацию вошли 14 новых стран, включая республики бывшего Советского Союза [Литва, Латвия, Эстония — прим. RuBaltic.Ru], что фактически похоронило надежды на континент без разделительных линий», — пишет Владимир Путин.
Фактически российский президент указывает, что принятие в НАТО прибалтов и прочих младоевропейцев в качестве «буферной зоны», разделяющей Россию и остальную Европу, уничтожило мечту о единой Европе от Атлантики до Урала, которую выдвигал еще Шарль де Голль.
При этом он не допускает мысли, что «младоевропейцы» субъектны в своей антироссийской политике. За их усилиями по «сдерживанию» России, очевидно, стоит Вашингтон, которому невыгодна и даже опасна действительно объединенная Европа, которая включает в себя как Германию с Францией, так и Россию.
Поэтому странам европейской периферии, претендующим на интеграцию в Западный мир, усилиями агентов США в Европе предлагается не объединяющий, а разъединяющий выбор. Быть вместе с Европой означает быть против России.
«Европейский выбор» — это антироссийский выбор, и никакого другого европейского выбора для стран общего пограничья ЕС и России не предусмотрено.
Либо ты встраиваешься в «санитарный кордон» от России, как сделала Украина, либо США и ЕС тебя медленно душат, как они душат Беларусь.
К чему приводят такие подходы, Путин показывает на примере Украины.
«Многие страны были поставлены перед искусственным выбором — быть либо с коллективным Западом, либо с Россией. Фактически это был ультиматум. К каким последствиям привела такая агрессивная политика, мы видим на примере украинской трагедии 2014 года. Европа активно поддержала антиконституционный вооруженный переворот на Украине. С этого все и началось. Зачем нужно было это делать? Тогда действующий президент Янукович уже согласился со всеми требованиями оппозиции. Зачем США организовали переворот, а страны Европы безвольно его поддержали, спровоцировав раскол на самой Украине и выход Крыма из ее состава?», — рассуждает президент РФ.
При анализе любой статьи ключевой вопрос всегда звучит так: кто для автора целевая аудитория? Проще говоря, для кого он все это пишет?
В случае статьи Путина для Die Zeit ответ очевиден. Целевая аудитория — немцы.
Президент России пытается донести до крупнейшей страны ЕС элементарную вещь: осознанное разделение Европы и возведение русофобии в ранг общеевропейской политики усилиями США и их подпевал в Восточной Европе способны привести континент к новой большой войне.
«Сейчас вся система европейской безопасности сильно деградировала. Нарастает напряженность, реальными становятся риски новой гонки вооружений. Мы упускаем огромные возможности, которые нам дает кооперация, тем более она так важна сейчас, когда все мы столкнулись с общими вызовами — пандемией и ее тяжелейшими социально-экономическими последствиями», — пишет Путин.
Проникнутся ли этими аргументами в Берлине — большой вопрос. К сожалению, шансов на это немного.
Во-первых, немецкий МИД прошлой осенью вполне откровенно сказал, что союзники по ЕС и НАТО в Восточной Европе для них в приоритете, и если поляки и прибалты воспринимают Россию критически, Берлин будет прислушиваться к этому мнению, чтобы не растерять их доверие.
Во-вторых, у Москвы тоже нет особых иллюзий по поводу независимости Германии. Министр иностранных дел России Сергей Лавров той же осенью без обиняков заявил, что ФРГ добровольно отказалась от субъектности в международных делах и согласилась следовать в фарватере США.
И все же, если у Германии сохранились хотя бы ограниченный суверенитет и хоть капля стратегического мышления, немцы должны понимать, что политика «сдерживания» и разъединения, которую проводят Соединенные Штаты в Европе, это путь к новой большой войне.
Вероятно, самый сильный аргумент Путина для немцев: историческое примирение немцев и русских после Великой Отечественной войны сделало возможными воссоединение Германии и преодоление разделения немецкого народа. Однако сегодня Европа во главе с Германией играет на разделение, а не на единение.
У Москвы есть четкое понимание, что приближение НАТО к российским границам и попытки оторвать и настроить против России бывшие республики СССР — это приближение нового июня 1941-го. Но и у Германии должно быть ясное понимание, что антироссийская политика Запада в Восточной Европе — это приближение нового мая 1945-го.