Политика Политика

Запад уничтожает пророссийские настроения в Молдавии

Распад Советского Союза и образование на месте когда-то огромной и единой страны новых стран поставил перед новообразованными государствами множество проблем самоидентификации граждан этих стран. В ряде случаев этот вопрос решался противопоставлением постсоветских республик бывшему союзному Центру — России. Уникальной в этом отношении является ситуация Республики Молдавия: после 30 постсоветских лет пророссийские настроения там так же сильны, как прозападные. Это соотношение «50/50» — результат многолетнего политико-пропагандистского воздействия стран Запада на общественное мнение Молдавии, в результате которого преимущественно позитивное восприятие России как правопреемницы СССР сократилось в республике вдвое.

Если говорить о Молдавии, то эта союзная республика всегда была многонациональной. Население левого берега Днестра в равной пропорции состояло из молдаван, русских и украинцев, на севере Молдавии также насчитывалось значительное количество украинских сел.

На юге Молдавии находится район компактного проживания болгар, переселенных туда во время турецкого владычества, а также значительная территория, населенная гагаузами, очень близкими этнически и по языку к туркам, но являющимися православными христианами. Еще больший колорит этническому составу Молдавии добавляло то, что в дореволюционное время здесь проходила черта оседлости, и в связи с этим население многих райцентров состояло в основном из евреев, а в дореволюционном Кишиневе евреи составляли треть населения.

Оккупация Бессарабии королевской Румынией в 1918–1940 годах не являлась воссоединением, как это пытаются представить сегодня. В этот период в регионе прошло несколько антирумынских восстаний — Хотинское и Бендерское (1919 год) и Татарбунарское (1924 год).

По сути, именно этот период сформировал отношение молдавского населения к румынам, а период Великой Отечественной войны, когда на территории Бессарабии румынами были уничтожены 300 тысяч евреев и 50 тысяч цыган, закрепил его.

В послевоенный период Молдавия из отсталой, оккупированной Румынией провинции достаточно быстро превратилась в развитую агропромышленную республику. В Молдавии были созданы сеть системы орошения в засушливых южных районах, огромные сельскохозяйственные объединения, из которых одним из самых известных стал фруктовый сад «Память Ильичу», протянувшийся на 30 километров вдоль трассы Кишинев — Одесса. Страна была покрыта сетью консервных заводов и других предприятий для переработки сельхозпродукции

При этом в Молдавии строились дороги, школы, библиотеки. Были построены новый аэропорт, Театр оперы и балета, Органный зал. Предприятия Молдавии выпускали высокотехнологичную продукцию ВПК и интегральные микросхемы.

Вклад СССР в развитие республики был огромным, и при этом помощь оказывалась в том числе и кадрами в лице высококвалифицированных специалистов и педагогов.

Да, Советский Союз был своего рода империей. Но это была империя не того типа, который характерен для западноевропейских государств, когда метрополия находится вдалеке от колоний, подвергающихся разграблению и использующихся как рынки сбыта. Это была империя, которая расширяется к окраинам и развивает их, поднимая уровень жизни местного населения.

Собственно, вот эти факторы и заложили основу того отношения к России, что и сегодня сохраняется у половины населения независимой Молдавии. Однако после провозглашения независимости все изменилось очень быстро и очень сильно, и ситуация начала разворачиваться в другую сторону.

В принципе, процессы, которые происходили в Молдавии, были характерны практически для всех экс-союзных республик. Национальные элиты, находившиеся у власти в республиках, но все равно подчинявшиеся Москве, стали неограниченными хозяевами, и для упрочения своего положения им необходимо было закрепить этот статус.

Для этого, в первую очередь, использовались примитивный национализм и прекращение доступа русскоязычных граждан к социальным лифтам.

Осуществлялось это прежде всего через придание языкам титульных национальностей статуса «государственного». Об этом в Молдавии позаботились еще в 1989 году, приняв Закон о функционировании языков, в котором молдавский язык объявлялся государственным и переводился с кириллицы на латинскую графику.

Необходимо отметить, что в вопросе гражданства в Молдавии поступили гораздо мягче, чем в Прибалтийских республиках.

Такой категории, как «неграждане», в Молдавии никогда не существовало.

Гражданство получили все, кто родился на территории страны и имел прописку на момент получения независимости.

Однако в ситуации 90-х годов, когда Россия была занята своими внутренними проблемами, политический ландшафт Молдавии стал заметно меняться. Расширение Евросоюза и НАТО потребовало создания «буферной зоны» с Россией, и бывшие советские республики как нельзя лучше подходили на эту роль.

Для этого было необходимо изменить менталитет населения и «развернуть» его с Востока на Запад. Спецификой Молдавии в этом отношении являлось то, что для этого использовалась та часть населения, которая выступала за присоединение страны к Румынии на основании того, что, по сути, Бессарабия является частью этой страны, «незаконно оторванной» в результате знаменитого пакта Молотова — Риббентропа.

При этом, как правило, риторика унионистов носила крайне националистический характер, вплоть до полного запрета употребления русского языка.

Нечто похожее происходит сейчас на Украине.

Позже, в начале 2000-х годов, когда в Молдавии появилась сеть прозападных НПО, ориентация на Запад стала внедряться гораздо более мягкими способами. Этому способствовал целый ряд обстоятельств.

В первую очередь, большую роль сыграло то, что Румыния значительно упростила процедуру предоставления гражданства жителям Молдавии. Для многих стало реальной возможностью жить и работать в ЕС после вступления туда Румынии. В очередь в румынское консульство, принимавшее заявки на гражданство, встали не только те, кто считал себя румынами, но и русскоязычные граждане Молдавии.

Значительную роль сыграли программы обучения молдавских граждан в румынских вузах. Если квоты на бесплатное обучение в российских вузах для молдавских абитуриентов не превышают 500 человек в год, то получать высшее образование в Румынии за счет правительства этой страны ежегодно уезжают 7–8 тысяч выпускников лицеев Молдавии.

Эти молодые люди редко возвращаются в страну, а если и приезжают, то становятся проводниками евроинтеграции и русофобии.

Впрочем, аналогичные явления характерны не только для Молдавии, но и для Украины и Белоруссии.

Еще один фактор, который оказал значительное влияние на Молдавию, — массовый отъезд молдавских граждан на заработки в другие страны. В условиях безработицы это явление приняло не просто массовый характер, а вышло на уровень демографической проблемы для страны.

Достаточно сказать, что по самым скромным оценкам Молдавия потеряла треть населения.

При этом необходимо учитывать, что это была активная часть населения — те, кто не побоялся начать с нуля в чужой стране и не просто выжил там, а зачастую и преуспел. И если вначале отъезд на заработки рассматривался как временная мера, то вскоре за уехавшими мужьями и женами потянулись дети, родители и другие родственники.

Подобная тенденция породила иллюзии, что то, что произошло с уехавшими в Европу, может произойти и с оставшимися дома. Именно это и обусловило ту поддержку, которую получают проевропейские партии среди определенной части молдавского электората.

Также нельзя не отметить, что и с оставшимися в Молдавии гражданами тоже проводилась конкретная и интенсивная работа. Деятельность многочисленных прозападных НПО, а их в маленькой Молдавии насчитывается до трех сотен, достаточно сильно изменила менталитет населения. Помощь в этом им оказывали и большинство СМИ Молдавии, которые спонсировались как иностранными государствами, в первую очередь Румынией, так и через многочисленные гранты от западных фондов.

Под видом правозащитных организаций, объединений журналистов, различных экономических экспертов в Молдавии действует массированная пропагандистская группировка, влияющая на умы молдавских граждан.

И это влияние осуществляется отнюдь не в пользу России.

Само собой, что при создании этой сети НПО не были обойдены вниманием со стороны СМИ в виде интернет-ресурсов, газет и телеканалов. Еще одной характерной чертой деятельности этих СМИ стало то, что они переключили свое внимание именно на русскоязычных граждан Молдавии. Интернет-издания, которые раньше выходили только на государственном языке и выступали за полное искоренение русскоязычной прессы, вдруг обзавелись версиями на русском языке, сохраняя при этом прежнюю антироссийскую риторику.

При этом нельзя не отметить интересную тенденцию, которая продолжается и по сей день.

Речь идет о том, что большинство телеканалов, которые в своих информационных и аналитических передачах проводят открытую прозападную агитацию и имеют антироссийскую направленность, привлекают русскоязычное население фильмами и сериалами, закупаемыми в России.

Фактически, сотрудничая с подобными телеканалами, Россия способствует пропаганде, направленной против нее самой. Об этой проблеме говорилось уже давно, однако никакие меры в этом направлении так и не были приняты.

С развитием интернета и уходом основного потока информации и новостей в социальные сети, мессенджеры и информационные сайты роль телеканалов снизилась, но все еще остается достаточно значительной. Особенно это касается старшего поколения, предпочитающего традиционные способы получения информации. Именно эта часть населения, которую можно условно определить как 40+, и является основным носителем пророссийских взглядов.

К сожалению, приходится признать, что борьба за молодежь Молдавии не ведется, и при сохранении существующих тенденций уже в скором будущем можно ожидать заметного сокращения пророссийских взглядов среди населения Республики Молдавия.

Впрочем, этот процесс пока не является необратимым. Меры, которые необходимо предпринять хотя бы для сохранения существующего соотношения пророссийских и прозападных симпатий у жителей Молдавии, это уже отдельная тема, требующая особого рассмотрения.

Читайте также
22 апреля 2021
Президент Молдовы Майя Санду высказалась за развитие торговых отношений с Россией, в первую очередь потому, что эта страна — крупный рынок, в котором заинтересованы молдавские производители.
27 апреля 2021
Интервью с исполнительным директором молдавского филиала «Изборского клуба», членом Экспертного совета Всемирного русского народного собора Владимиром Букарским.
17 июня 2021
Партия «Патриоты Молдовы» предложила провести референдум о вхождении республики в состав России.
22 июня 2020
Из всех стран — участниц программы «Восточного партнерства» ЕС по сравнению с «передовыми» Молдовой и Украиной относительно успешными оказались нейтральный Азербайджан и выбравшие евразийскую интеграцию вместо европейской Беларусь и Армения.