Все действия Литвы и Латвии в последние несколько суток не оставляют Беларуси никаких других вариантов, кроме полноценной интеграции с Россией. Страны Балтии не дали президенту Лукашенко ни единого шанса оправдаться за посадку европейского самолета и арест белорусского оппозиционера. Усилиями Прибалтики все решения по Беларуси были приняты еще до того, как официальный Минск успел сформулировать свою аргументацию и хоть что-то сказать.
Без таких замечательных, хотя и невольных помощников, как Литва с Латвией, скандал вокруг задержания Романа Протасевича мог бы и не быть столь выгодным для Москвы. Страны Балтии сделали все, чтобы умножить скандальность этого инцидента на порядок, сделав его частью общеевропейской повестки и отрезав все пути к примирению Евросоюза с Минском.
Основную работу, конечно, проделала Литва, которая сразу перевела региональный скандал на уровень международного кризиса, запретив взлет и посадку на своей территории всем самолетам, пролетающим через территорию Беларуси. Не обошлось даже без пресловутой 5 статьи Устава НАТО о «коллективном отражении агрессора»: о ней нашли повод вспомнить в связи с сопровождением самолета Ryanair.
Латвия вовсе оказала прямое содействие единению Беларуси и России, когда последовательно выкинула белорусский и российский флаги с чемпионата мира по хоккею.
Трудно понять, какими мотивами руководствовались мэр Риги Мартиньш Стакис и глава МИД Эдгар Ринкевич, когда они это делали. Вдобавок к Беларуси и России еще зачем-то причислили к списку «изгоев» спортивное движение как таковое: флаг Международной федерации хоккея с шайбой (IIHF) тоже спустили вниз по флагштоку, чем спровоцировали скандал с руководством IIHF.
В результате добились того, что Беларусь выслала из страны латвийского посла и все посольство.
Дипломатические отношения Латвии и Беларуси фактически разорваны.
Что это означает на практике? Хотя бы то, что после ухода из Клайпеды (а в Литве уже вновь заговорили о санкциях против «Беларуськалия» и прочих ключевых клиентов Клайпедского порта) у Беларуси и вариантов-то других не останется, кроме как переориентировать транзит на порты российского Северо-Запада.
При том, что Латвия была явно не прочь откусить свой кусок от клайпедского пирога и забрать часть белорусского транзита на Ригу и Вентспилс. Не в пример более мягкое по сравнению с Литвой или Польшей поведение Латвии в белорусском кризисе свидетельствовало об этом вполне недвусмысленно.
Теперь же МИД Латвии и лично Эдгар Ринкевич сделали решающий вклад в то, чтобы Россия получила весь белорусский транзит, целиком.
Едва ли латвийские деятели думали, что являются лоббистами Высоцка и Усть-Луги, когда подставляли лестницу срывать с флагштока государственный флаг Беларуси, но по факту они сработали в интересах России эффективнее любого агента Кремля.
Точно так же ранее сработали их литовские коллеги, когда начали вслух рассуждать о возможности введения санкций против белорусских госпредприятий. Санкции означали бы блокаду белорусского транзита через Литву, потому что делали бы невозможным сотрудничество с этими предприятиями Клайпедского порта и «Литовской железной дороги».
Именно после этих заявлений литовских политиков тянувшийся долгие годы вопрос о переориентации белорусского грузопотока на порты России сдвинулся с мертвой точки и дошел до стадии политического решения на уровне президентов, которое было быстро реализовано. До шантажа транспортной блокадой Беларусь с неохотой говорила об отказе от удобного и привычного клайпедского маршрута даже после провозглашения Литвой «избранным президентом» Беларуси Светланы Тихановской.
Так и в ситуации с Протасевичем по поведению белорусской стороны в эти дни было видно, что в Минске не заинтересованы во все большей эскалации отношений с ЕС и пытаются найти аргументы для примирения с европейцами. Никто официально не подтверждал, что разворот и посадка самолета были блестящей спецоперацией белорусских спецслужб. Подчеркивалось, что белорусские диспетчеры в самом деле получили сообщение о бомбе на борту от неизвестных, решение о посадке самолета приняли сами пилоты, истребитель вел их самолет на посадку, а вовсе не угрожал, находящегося же в розыске основателя одиозного телеграм-канала Nexta обнаружили среди пассажиров почти случайно.
Европа при желании могла бы использовать эти аргументы, чтобы как минимум замедлить эскалацию.
Однако страны Балтии в тандеме с поляками сделали все возможное, чтобы отрезать союзникам по ЕС и НАТО любые пути к отступлению в отношениях с Минском.
В результате менее чем через двое суток после скандального инцидента, еще до выступления Лукашенко, уже согласованы новые санкции против Беларуси, ее авиасообщение с Европой разорвано, «Белавиа» запрещена посадка в европейских аэропортах и вдобавок прекращены дипломатические отношения Беларуси и Латвии.
Все это произошло за несколько дней до встречи Александра Лукашенко с Владимиром Путиным, в разгаре переговоров о согласовании дорожных карт углубленной интеграции России и Беларуси, на фоне закрытых обсуждений параметров белорусской конституционной реформы. В этих процессах Лукашенко необходимо пространство для маневров в переговорах с Москвой. Для этого Минску и нужна была пресловутая многовекторность: показать России, что при всей значимости последней свет клином на ней для Беларуси еще не сошелся, и есть другие страны и направления. Например, западное.
Сейчас усилиями Польши, Литвы и Латвии «пространства для маневра» у Лукашенко практически не осталось: единственный доступный ему ход — полностью замкнуть Беларусь на Россию.
В этом отношении Прибалтика выступила залогом укрепления союза России и Беларуси. Маленькие прибалтийские помощники — лучшие друзья Союзного государства!