Выживет ли tut.by: власть атаковала главный медиаресурс оппозиции в Беларуси
Всеволод Шимов
В информационном пространстве Беларуси случилось маленькое цунами: фактически заблокирована работа ведущего независимого информационного портала республики tut.by. C
Компанию обвиняют в финансовых нарушениях. По версии следственных органов, tut.by, будучи резидентом Парка высоких технологий (ПВТ), получал не обусловленную статусом выручку.
В пояснении Мининформа о блокировке сайта указывается, что речь также идет о нарушении информационным порталом закона о СМИ и размещении запрещенной информации в ряде публикаций.
Речь идет о деятельности незарегистрированного фонда BYSOL, который, по словам его создателей, оказывает финансовую поддержку пострадавшим по политическим мотивам белорусам.
Таким образом, помимо обвинений в финансовых махинациях, к ведущему информационному ресурсу Беларуси могут возникнуть претензии и по основному профилю его деятельности.
История конфликтов
Это, пожалуй, наиболее серьезная атака, предпринятая властью против tut.by, хотя и далеко не первая. По всей видимости, удар был нанесен неожиданно. Во всяком случае, еще вчера портал работал в штатном режиме и публиковал материалы, посвященные своему отцу-основателю Юрию Зиссеру, который ушел из жизни ровно год назад.
Предыдущая крупная атака на tut.by произошла три года назад в рамках так называемого «дела БелТА», когда журналистов портала обвинили в незаконном доступе и использовании материалов Белорусского телеграфного агентства (официальный медиа-ресурс). Тогда редакция tut.by, можно сказать, отделалась легким испугом.
Это была золотая пора многовекторности, tut.by был в фаворе и пользовался покровительством либерально настроенного крыла белорусской элиты.
Серьезные проблемы у портала начались после президентских выборов 2020 года, когда tut.by, как и все прочие «независимые СМИ», активно включился в кампанию информационной поддержки оппозиции и уличных протестов.
Осенью прошлого года Мининформ лишил tut.by статуса СМИ, а в декабре суд подтвердил данное решение.
Это не сказалось принципиально на работе портала, однако без журналистской аккредитации у сотрудников возникли трудности при работе с государственными органами и связанным с этим сбором информации.
Еще одним громким делом стало уголовное преследование журналистки tut.by Екатерины Борисевич, которая была обвинена в разглашении врачебной тайны в связи с гибелью Романа Бондаренко. В результате Борисевич приговорена к шести месяцам колонии. На Западе ее считают политической заключенной.
Однако, несмотря на все нараставшие трения с властью, сам портал tut.by казался неприкасаемым.
Место tut.by в белорусской политике
Кажущаяся неприкасаемость объясняется тем уникальным положением, которое портал занимает в белорусской политике.
В условиях авторитарного режима tut.by стал больше чем информационным ресурсом, превратившись едва ли не в главную точку сборки оппозиционных сил и лидера мнений в масштабах страны.
Как это произошло? По мере консолидации власти в руках Александра Лукашенко белорусское государство взяло практически под полный контроль традиционные СМИ республики — телевидение и газеты. Однако неповоротливая государственная машина проморгала интернет-революцию, что и позволило Юрию Зиссеру с его детищем занять новую информационную нишу. Информационный ресурс широкого профиля с живым стилем подачи информации, выгодно отличавшимся от официозных СМИ, быстро набрал популярность.
Учитывая небольшой объем белорусского информационного рынка, а также рамки, задаваемые системой власти, tut.by превратился в фактического монополиста на ниве «независимой журналистики».
Выживать на информационно-политическом поле Беларуси порталу всегда позволяло то, что его редакция знала рамки. Критика власти со стороны tut.by была очень осторожной и аккуратной в выражениях. В отличие от других оппозиционных ресурсов, tut.by никогда не пересаливал с белорусским национализмом, хотя общий националистически-прозападный тон издания был очевиден.
Поэтому власть республики мирилась с существованием tut.by и даже пыталась использовать его в собственных интересах.
В эпоху многовекторности, когда официальный Минск шел на сближение с Западом, tut.by был в числе главных операторов этого процесса, а белорусские чиновники, ранее не жаловавшие «независимых журналистов», зачастили в редакцию, где давали развернутые интервью.
Идиллия закончилась после 9 августа 2020 года, когда «сердечное согласие» между властью и теми силами, которые олицетворяет tut.by, было в момент разрушено.
Что дальше?
Станет ли нынешний удар смертельным для медиаресурса или, как это было с «делом БелТА», всё снова ограничится легким испугом?
К сожалению для журналистского коллектива, ситуация может действительно оказаться серьезной.
Времена изменились, и похоже, что белорусская власть всерьез взяла курс на закручивание гаек и повышение ставок.
Поэтому показательный разгром tut.by выглядит вполне логичным шагом, тем более, что он — очень удобная мишень для атаки в качестве проводника «подрывных» внешних влияний.
Что будет в случае коллапса tut.by? Как показывает опыт других белорусских изданий, уже не раз подвергавшихся блокировкам, полностью остановить его деятельность вряд ли получится. Портал может продолжать работу в виде паутины своих каналов в соцсетях, а сайт можно будет запустить с другого доменного имени.
Нельзя исключать и такого развития событий, при котором деятельность редакции в Беларуси станет невозможной, и тогда tut.by будет вынужден пополнить ряды оппозиционно-эмигрантского иновещания, что, конечно, ослабит его позиции на информационном поле.
Свято место пусто не бывает: место tut.by вполне может занять второй по популярности ресурс, очень похожий по формату — Оnliner.
Кроме того, зачистка «умеренного» tut.by может привести к усилению более радикальных и националистических ресурсов, куда начнет перетекать оппозиционно настроенная аудитория.
Весь вопрос в том, насколько далеко готова белорусская власть идти в этой игре. Ведь разгром tut.by не останется незамеченным на Западе и еще больше снизит шансы на нормализацию отношений.
С другой стороны, нельзя исключать, что судьба tut.by как раз-таки станет элементом торга в переговорах между белорусской властью и Западом. Этот прием официальный Минск использовал не раз — чрезмерная жесткость вначале, чтобы создать более широкое пространство для уступок и компромиссов потом.