Эстонские националисты решили завоевать симпатии русских Эстонии
Алексей Ильяшевич
Ультраправая Консервативная народная партия Эстонии (EKRE) начала выпускать бесплатную газету на русском языке. Ранее представительство этой политической силы впервые появилось в Нарвском городском собрании, а основатель EKRE Март Хельме лично посетил Нарву и пообещал подготовить список кандидатов для участия в муниципальных выборах. Эстонские радикальные националисты ставят перед собой очень непростую задачу: сохранить голоса своего «ядерного» электората и при этом заручиться поддержкой русских избирателей.
Партия EKRE была основана в 2012 году. Ее лидеры демонстративно исповедовали «махровый» национализм и зарабатывали популярность, в том числе, благодаря конфронтации с русскоязычным меньшинством.
Путинскую Россию лидер партии Март Хельме называл «растущим монстром, какого мир в своей истории еще не видел», призывал навязать ей «новое, непосильное для нее экономическое соревнование, гонку вооружений и идеологическую войну». Как следствие — РФ развалится, а на ей обломках появятся «демократические образования с различной геополитической и географически-экономической ориентацией».
Едва ли в русской общине Эстонии приветствовали такую доктрину.
Впрочем, нелицеприятными высказываниями о соседней стране в Эстонии никого не удивишь. Поэтому Хельме пошел еще дальше — начал выдавать оскорбительные заявления в адрес непосредственно русскоязычных жителей Эстонии.
Во многом именно EKRE последние годы формировала в прибалтийской республике мифы о кремлевской «пятой колонне», которой якобы является русскоязычное население Эстонии.
«У нас арестованы около 20 агентов или разведчиков, из которых 14 или 15 были русскими. Если из этого не сделать выводов о том, что национальность является мотивацией, что это дополнительный риск, когда люди, чьи отцы и деды воевали против независимости Эстонии, занимают высокие должности, владеют конфиденциальной информацией, то вы в принципе ведете нас к следующим крупным шпионским катастрофам», — говорил Хельме в 2018 году, обращаясь к тогдашнему премьер-министру Юри Ратасу.
По вопросу языка консерваторы, разумеется, тоже занимали радикальную позицию. Даже нарвитянам они не желали делать никаких поблажек. «Создаваемая центристкой Майлис Репс государственная гимназия, где процент учащихся на эстонском языке детей останется в пределах 15–20%, а учебная среда официально будет русскоязычной, приведет к уничтожению эстоноязычного образования в Ида-Вирумаа. Затем мы полностью сдадим Ида-Вирумаа русскому языку, после чего Россия "сделает нам Крым"», — негодовал тот же Хельме.
Всеми возможными способами консерваторы показывали, что русскоязычный избиратель им неинтересен, чужд и даже враждебен.
Тем удивительнее, что сегодня EKRE вступает в борьбу за голоса населения Ида-Вирумаа.
Не так давно в Нарвском городском собрании была создана фракция консерваторов. С этой инициативой формально выступили Дмитрий Гусев и Александр Андреев.
С точки зрения EKRE это типичные «ватники» и «гомосоветикусы», которые плохо знают эстонский, чтут День Победы, не могут сказать ничего плохого о Путине и так далее. Гусев и вовсе получил эстонский паспорт меньше года назад. Как таких людей занесло в партию националистов?
Сегодня в Нарвском городском собрании фракцию EKRE представляют уже три депутата, в том числе Лариса Оленина — председатель оргкомитета подготовки и проведения в городе празднования Дня Победы.
Тот факт, что Красную Армию лидер консерваторов считает оккупационной, ее, видимо, не смущает.
Нарву в этом году посещал и лично Март Хельме: обещал создать полноценное местное представительство и повести EKRE на муниципальные выборы отдельным списком. «Наши конкуренты обвиняют нас в том, что мы сейчас в Ида-Вирумаа пытаемся подлизываться к русским, но это не так. У нас есть разногласия с местными русскими, но есть и очень важные точки соприкосновения. Прежде всего, мы уверены, что потенциал северо-востока, самой богатой части Эстонии, до сих пор не раскрыт. Нужно действовать более умело, смело, мудро».
Наконец, вот самая свежая новость из этого смыслового ряда: EKRE начала выпускать в Нарвском округе бесплатную газету на русском языке.
Первый экземпляр вышел тиражом 30 тысяч экземпляров. Для сравнения — население всего уезда Ида-Вирумаа составляет порядка 130 тысяч человек.
Существует мнение, что «заход» консерваторов в Нарву — это чистая формальность. Дескать, негоже одной из ведущих политических сил Эстонии не иметь здесь своего отделения.
Но куда более аргументированной кажется другая версия: старина Хельме действительно намерен улучшить электоральные позиции своей партии, заручившись поддержкой русскоязычного населения.
Для этого есть, как минимум, несколько предпосылок. Уникальный шанс привлечь на свою сторону новых сторонников EKRE подарили их бывшие партнеры по коалиции — центристы, которые традиционно считаются защитниками интересов русской общины Эстонии.
Но это не помешало им в 2019 году создать правящее большинство с националистами из той же EKRE и партии Isamaa («Отечество»).
Второй электоральный удар Центристская партия получила в результате распада коалиции. Юри Ратас покинул пост премьер-министра под предлогом обвинений, предъявленных его однопартийцам. Разумеется, это был не более чем подходящий повод для переформатирования правящего большинства, в котором роль «первой скрипке» досталась Партии реформ.
А центристы, выходит, добровольно отвели себе роль младших партнеров. В лучшем случае избиратели увидят в этом проявление слабости. В худшем — предательство.
Хельме как раз пытается воспользоваться этой ситуацией. У него появилась уникальная возможность «откусить» хотя бы часть центристского электората. Задача архисложная, но не фантастическая. Если абстрагироваться от вопросов гуманитарной и национальной политики, программные установки консерваторов должны быть близки русскоязычным жителям Эстонии.
Одним из условий, на которых EKRE согласилась присоединиться к коалиции, было проведение референдума об определении брака как союза мужчины и женщины. Очевидно, абсолютное большинство нарвитян эту идею поддерживали и готовились проголосовать «за». Традиционные семейные ценности, христианская мораль, скептическое отношение к НАТО и Евросоюзу, неприятие трендов глобализации — все это объединяет Марта Хельме с теми людьми, которым нет места в его проекте моноэтнической Эстонии.
Для жителей Ида-Вирумаа лидер EKRE заготовил особую «приманку»: он обещает поддерживать сланцевую промышленность региона и препятствовать закрытию шахт.
Хотя раньше, будучи в правительстве, консерваторы не саботировали выполнение «зеленой сделки ЕС». Тот же Хельме говорил, что нужно просто применять «гибкий подход к сокращению эмиссий».
Что ж, теперь он не во власти, а в оппозиции — можно позволить себе более радикальные вещи.
Политолог Пеэтер Тайм язвил, что Март Хельме и его сын Мартин 9 мая первыми пойдут возлагать венки к Бронзовому солдату.
В этой шутке для консерваторов заключена главная дилемма их предвыборной кампании в Ида-Вирумаа.
Как заручиться поддержкой нового электората, не отпугнув старый? Как понравиться русским и не перестать нравиться тем, кто все русское ненавидит?
Теоретически, можно найти ответ. Только не факт, что на практике он сработает.