Политика Политика

Русским Латвии предстоит решающая битва за Памятник освободителям Риги

Празднование Дня Победы в Риге оказалось омрачено самоуправством то ли столичных, то ли центральных властей: под предлогом борьбы с пандемией коронавируса людей не пустили возложить цветы к подножию Памятника освободителям Риги. Кто отдал соответствующее распоряжение? Адекватно ли оно в контексте борьбы с эпидемией коронавируса? Можно ли назвать это провокацией? На вопросы аналитического портала RuBaltic.

Ru ответил руководитель фракции «Русского союза Латвии» (РСЛ) в Рижской думе Мирослав МИТРОФАНОВ.

— Г-н Митрофанов, незадолго до Дня Победы Вы сообщали, что все желающие смогут возложить цветы к Памятнику освободителям Риги. Тогда почему вокруг него появились ограждения? Руководство города изменило свое решение или, возможно, вмешались представители центральной власти?

— Конечно, решающая роль в организации подхода людей к Памятнику освободителям Риги 9 мая принадлежала полиции, то есть Министерству внутренних дел. Они полностью приняли на себя эти функции, поэтому у столичного самоуправления возможность вмешаться была достаточно ограниченной. Это во-первых.

Во-вторых, мы должны понимать, что на полицию и на главу МВД в частности оказывалось колоссальное давление со стороны радикальной националистической публики, которая в Латвии имеет большое влияние.

Как мы договорились с мэром, людям позволили прийти к памятнику. Другое дело, что мы хотели собственноручно возложить цветы. С 10 часов утра сделать это было невозможно — подход людей к монументу ограничили. По чьему-то распоряжению.

— Чьему?

— Сейчас мы выясняем эту информацию.

Было ли свободным в этом году празднование 9 мая в Риге? Нет. Могло ли оно быть полностью свободным во время пандемии коронавируса? Тоже нет. Ограничения должны были быть. Вопрос только в том, насколько эти ограничения соответствовали сложности эпидемиологической ситуации. По сравнению с прошлым годом они оказались более жесткими. Но и количество заболевших в Латвии сейчас в разы больше.

В любом случае, все, кто хотел почтить память освободителей Риги, сделали это. Мы ночью приехали, посмотрели, как муниципальные служащие разместили цветы возле памятника. Могу сказать, что они это сделали аккуратно.

Можно ли было сделать лучше? Можно, если бы полиция согласилась принять предложенную нами волонтерскую помощь. Остается только гадать, почему она отказалась. Это мы тоже будем выяснять.

Ночью активисты одной из общественных организаций разложили цветы на более широкой площади — вид стал лучше. Но и работникам муниципалитета, повторюсь, стоит отдать должное. Они отнеслись с душой к порученному им делу.

А нам стоит готовиться к тому, что самые главные баталии вокруг Памятника освободителям Риги еще впереди. Из-за пандемии мы не можем ответить на вопрос, являются ли нынешние ограничения исключением из правил или они выражают стремление властей ограничить праздник как таковой.

— Лично мне второй вариант кажется более правдоподобным. Пандемию используют как повод. Какая может быть польза от того, что людей не пускают непосредственно к подножию памятника, если эти люди все равно пришли?

— Логика все же есть. Если бы не было ограничений, то рижане и гости города задерживались бы возле памятника — разговаривали бы, пели песни, ходили от одной компании к другой, как это было в прошлом году. Но дело не в том, насколько это опасно в контексте распространения коронавируса. Если есть ограничения для всех больших публичных мероприятий, то и на 9 мая их не могло не быть. Это современные реалии.

— Националистическая публика, о которой Вы говорили, приветствует тот факт, что «совкам» не позволили нормально отметить День Победы. Полагаю, теперь они будут требовать большего. Даже после окончания пандемии.

— Вы абсолютно правы. Момент истины наступит тогда, когда мы победим коронавирус, и больше не будет никаких оснований для ограничений. Здесь многое будет зависеть от нас — от нашей стойкости, готовности отстаивать праздник Победы и дипломатических способностей. По нашим расчетам, это будет ровно через два года.

— Так повелось, что именно к Памятнику освободителям Риги люди массово идут 9 мая. Поэтому власть и обратила на него внимание. А в других местах никто не запрещал возлагать цветы к памятникам или братским могилам. Возможно, на будущее стоило бы как-то рассредоточить людей, найти другие локации?

— Это традиция, она сложилась за последние 20–25 лет. Поэтому мы не имеем права отговаривать людей приходить к Памятнику освободителям Риги. Но мы можем советовать им посещать другие места. Это мы и делали в прошлом году: призывали рижан не оставаться в городе, проехаться по дальним братским могилам, навести на них порядок, возложить цветы. Многие общественные организации и простые люди откликнулись.

— А в этом году?

— В меньшей степени. Причина — те самые политические игры вокруг доступа к Памятнику освободителям Риги. Мы вынуждены были остаться в столице, чтобы «разруливать» ситуацию.

— А Вам не кажется, что это была провокация? Возможно, кто-то подогревал массовые беспорядки в Риге? Вот представьте: толпа людей приходит возложить цветы к Памятнику, а вокруг него вырастает забор…

— Забора не было. Были низенькие бортики. Это не выглядело унизительно. В принципе, атмосфера была позитивная.

По поводу провокаций: мы их ждали, весь день были в напряжении. Но ничего не произошло. Вот и ответ на Ваш вопрос. Если бы власти хотели организовать провокации, они бы их организовали. Это несложно.

Было психологическое давление, была война нервов, но не провокация с целью вызвать массовые беспорядки.

— Под постами на Вашей странице в Фейсбуке я заметил немало гневных комментариев: дескать, РСЛ «слился», не смог достойно ответить властям. Кто-то написал, что пора уже признать ошибкой поддержку нынешнего мэра Риги Мартиньша Стакиса. Как можете ответить этим людям?

— Надо понимать, что Стакис является руководителем правоцентристской коалиции в Риге. Поэтому в своих действиях он жестко ограничен коалиционным договором и теми установками, которых придерживаются правящие партии. Только добрая воля и внутренняя культура мэра позволяет ему параллельно поддерживать деловые отношения с представителями русской оппозиции. Чисто деловые — не компанейские, не дружеские, не партнерские.

Иногда к нам прислушиваются, в каких-то вопросах мы можем договориться. Это надо ценить. И ни в коем случае не начинать травлю Стакиса с нашей стороны. Потому что любой другой правый политик на его месте сегодня был бы куда более закрытым и осторожным.

В данном случае (я имею в виду 9 мая) Стакис проявил желание договариваться. А что касается всех этих радикальных заявлений — я глубоко не уважаю тех людей, которые призывают драться с полицией, опрокидывать заграждения и так далее. Мы до последнего будем поддерживать в Риге мир и атмосферу сотрудничества, пока это возможно. В противном случае вспышки насилия очень быстро закончатся разгромом и запретом деятельности русских организаций Латвии.

"Недобитые каратели": Путин "поздравил" Прибалтику | О провокации на День Победы в Риге. RuBaltic•Ru
"Недобитые каратели": Путин "поздравил" Прибалтику | О провокации на День Победы в Риге. RuBaltic•Ru

Читайте также
10 мая 2021
Активисты общественной организации 9MAY.LV в ночь на 10 мая выложили около Памятника Воинам — Освободителям Риги ковер из цветов, которые накануне принесли местные жители.
10 мая 2021
Запрет прохода к Памятнику Воинам — Освободителям Риги 9 мая, инициированный властями Латвии, стал унизительным для десятков тысяч жителей страны, которые хотели возложить цветы.
9 мая 2021
«Сборища недобитых карателей», оставшихся после Второй мировой войны, пытаются переписать ее историю и оправдать виновных в гибели сотен тысяч людей.
10 мая 2021
По традиции, жители Прибалтийских Республик массово отметили годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Карантинные ограничения и опасность заражения коронавирусом не заставили их сидеть дома.