Русские Латвии отбили у националистов право праздновать День Победы
Александр Носович
В Латвии провалилась попытка запретить празднование Дня Победы под предлогом пандемии коронавируса. Рижская дума вынуждена была разрешить праздничные мероприятия 9 мая у Памятника освободителям Риги, который до того планировали огородить забором. Праздник 9 мая подтвердил свой статус уникального дня в политическом календаре Латвийской Республики, когда при явном неодобрении и открытом противодействии центральной власти происходят консолидация русской общины Латвии и объединение невосприимчивых к национализму и русофобии латышей.
День Победы в Латвии — это феномен, не имеющий аналогов на постсоветском пространстве. В этой стране 9 мая, разумеется, обычный рабочий день, и ни о каком государственном содействии празднованию «дня оккупантов» не может быть и речи.
Тем не менее, при нескрываемом раздражении власти, возложить в будний день цветы к Памятнику освободителям Риги каждое 9 мая приходят по 100–300 тысяч человек.
Неофициальный и даже «антигосударственный» День Победы парадоксальным образом является самым массовым празднеством современной Латвии, построенной на мифологии «советской оккупации» и ненависти к самому словосочетанию «Великая Отечественная война».
Естественно, правящих националистов это бесит. Мало того, что на латышской земле празднуется главный праздник «оккупантов», так он еще и собирает больше народу, чем День Лачплесиса, Праздник песни и День независимости — главные официальные праздничные даты Латвийской Республики. Не говоря уже о Дне памяти латышских легионеров СС 16 марта, который местные пропагандисты много лет пытались приравнять к Дню Победы, называя их двумя конфликтными датами, разъединяющими латвийское общество.
Хотя 9 мая скорее объединяет. Этот день явно является «точкой сборки» русской общины Латвии и присоединяет к ней тех невосприимчивых к национализму и русофобии латышей, которые так же празднуют День Победы. Сравнивать 9 мая, которое считают красным днем календаря сотни тысяч латвийцев, и 16 марта, когда по Риге проходят маршем несколько сотен престарелых ветеранов СС и их молодых ультраправых преемников, на поверку просто нелепо.
Когда руководители стран Прибалтики чувствуют угрозу своей гнилой идеологии, у них всегда срабатывает один инстинкт — запрещать. Случай с празднованием Дня Победы в столице Латвии — не исключение.
Поскольку Памятник освободителям Риги за постсоветские годы стал точкой самоорганизации и самоидентификации русскоязычного и пророссийского населения Латвии, идеей взорвать этот памятник к чертовой матери и запретить «ватникам» и «совкам» вход в Парк Победы 9 мая бредили несколько поколений латышских «нациков».
«Взорвать» в данном случае — не публицистическое заострение. Четверть века назад в Парке Победы сработало взрывное устройство, которое установили местные ультраправые. Это, конечно, была крайняя и излишняя мера с учетом того, что в Латвии националисты находятся у власти.
Нет числа инициативам латвийских министров, гражданским петициям, на основе которых потом принимались парламентские резолюции: демонтировать советский мемориал, запретить приближаться к мемориалу, сделать мемориал частью Музея оккупации…
Ничего из этого за 30 лет сделано не было. Из элементарного страха. К Памятнику освободителям Риги каждое 9 мая приходит столько людей и этот памятник имеет для них такую сакральную ценность, что масштабы «русского бунта», который последует за его сносом, страшно представить.
Даже пандемия коронавируса не сработала как предлог сорвать празднование Дня Победы в Задвинье.
В прошлом году возложение цветов к Памятнику освободителям состоялось, несмотря на локдаун. Тогда национально озабоченные деятели раздраженно предлагали не оказывать медицинскую помощь «ватникам»
Впрочем, в прошлом году латвийской столицей еще управляла коалиция партий «Согласие» и «Честь служить Риге», за которую голосуют русскоязычные избиратели. К нынешнему 9 мая власть поменялась — сейчас в Рижской думе верховодит коалиция правых, «латышских» партий. Поэтому шансы сорвать наконец празднование «дня оккупантов» в этом году были как никогда высоки.
В конце апреля Рижская дума по согласованию с органами надзора и безопасности запретила проводить какие-либо публичные мероприятия у Памятника освободителям Риги. «На собрании было принято решение, что доступ к памятнику советским воинам будет ограничен 8 и 9 мая, а также введены ограничения движения в районе Парка Победы, о чем будет сообщаться отдельно», — сообщили представители столичной думы.
Рижан просят проявить понимание к тому, что традиционные мероприятия 9 мая в Задвинье из-за пандемии проводиться не будут. На случай, если рижане понимания не проявят, Памятник освободителям Риги решили опоясать забором.
Рижане и в самом деле понимания не проявили. Интернет наполнился возмущением латвийских русских и обещаниями прийти 9 мая к мемориалу, наплевав на любые заборы. Стало понятно, что если гнуть санитарно-националистическую линию дальше, без беспорядков не обойдется. Не помогут ни забор, ни полицейское оцепление — их просто снесут.
В результате Рижская дума пошла на попятную и разрешила возложение цветов к мемориалу советским воинам — вход в Парк Победы 9 мая будет открыт.
«Нам удалось договориться, чтобы все желающие в День Победы, 9 мая, смогли беспрепятственно возложить цветы к Памятнику освободителям Риги», — говорится в заявлении партии «Русский союз Латвии» по итогам переговоров председателя фракции РСЛ в Рижской думе Мирослава Митрофанова с руководством латвийской столицы.
Разумеется, памятные мероприятия пройдут с масками, социальной дистанцией и прочими мерами санитарно-эпидемиологической безопасности. Но для правящих националистов главной мерой обеспечения безопасности еще вчера был забор. Потому что их цель была не в том, чтобы уберечь идущих в Парадаугаву с цветами рижан от коронавируса, а в том, чтобы не дать им отпраздновать День Победы.
А рижане националистов опять победили.
Очень позитивная история, показывающая, сколь жалки и нелепы попытки наследников гитлеровских приспешников изменить культурный код и идентичность наследников победителей в Великой Отечественной войне.