Политика Политика

Литва использует память о Чернобыле для дискредитации БелАЭС

В годовщину чернобыльской трагедии президент Литвы Гитанас Науседа в очередной раз вспомнил о белорусском «ядерном монстре», который якобы представляет опасность для всех граждан Евросоюза. Это утверждение лидер прибалтийской республики не может подкрепить конкретными фактами. Впрочем, такая задача перед ним и не стоит. После недавних заявлений Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и группы европейских регуляторов в сфере ядерной безопасности (ENSREG) у Литвы нет аргументов против БелАЭС. Остается дискредитировать ее самыми примитивными способами.

На своей странице в Facebook Науседа напоминает, что среди жертв чернобыльской трагедии были литовцы. Но для него это не более чем красивая «подводка» к теме, которая напрямую не связана с событиями 35-летней давности.

«Можем ли сказать, что мир усвоил урок? Всего лишь в 40 километрах от Вильнюса запускается БелАЭС — без соблюдения международных конвенций и требований стресс-тестов. Это угроза безопасности граждан всего ЕС. Я поднимал и буду поднимать этот вопрос на саммитах лидеров Евросоюза», — написал Науседа.

Тем временем в непосредственной близости от литовской границы финны возводят третий энергоблок АЭС «Олкилуото» — самый мощный (и, следовательно, потенциально самый опасный) в Евросоюзе. Об этом президент прибалтийской республики предусмотрительно не упоминает.

«В последнее время вопросы в Литве, будь то управление кризисом коронавируса или Белорусская АЭС, сильно политизированы. То же самое и с финнами. Сегодня их воспринимают как союзников, поэтому все, что бы они ни делали — строили электростанцию или лагерь, — будет восприниматься как "рука Бога"», — утверждает бывший министр национальной обороны Литвы Аудрюс Буткявичюс.

Когда 10 декабря на «Олкилуото» произошло реальное чрезвычайное происшествие и аварийное отключение реактора, официальный Вильнюс не паниковал.

Зато он паникует, когда первый энергоблок БелАЭС в испытательных целях отключается от энергосистемы.

Точно так же литовских политиков не смущает, что на горячо любимой ими Украине состояние атомной энергетики, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Там отключения реакторов происходят, как по расписанию, на это уже никто не обращает внимания.

Слова о том, что БелАЭС запускается «без соблюдения международных конвенций и требований стресс-тестов», в контексте недавних событий звучат откровенно нелепо. МАГАТЭ — наиболее авторитетная и общепризнанная организация в сфере атомной энергетики — устами своего генерального директора Рафаэля Мариано Гросси поставила Литву на место.

«Мы обнаружили и хорошие практики, и то, что требует улучшения. Но я хочу сказать очень важную вещь. Мы не нашли какой-либо причины, по которой эта станция не должна работать», — заявил Гросси.

Группа европейских регуляторов в сфере ядерной безопасности (ENSREG) признала, что Беларусь достигла прогресса в рассмотрении всех рекомендаций, связанных с приоритетными вопросами безопасности. Раньше литовские власти утверждали, что Минск эти рекомендации игнорирует. Казалось бы, теперь Науседа и компания должны прекратить распространять фейки о БелАЭС. Но они по-прежнему стоят на своем: БелАЭС чему-то не соответствует и что-то не соблюдает.

МАГАТЭ считает иначе? Значит, представители МАГАТЭ не разбираются в атомной энергетике. Куда им до министра энергетики Литвы Дайнюса Крейвиса, который наблюдал на БелАЭС падающие реакторы и пьяных строителей! Наблюдал из бинокля или как-то иначе — об этом история умалчивает…

Когда аргументов совсем не остается, приходится распространять откровенную дезинформацию и подпитывать пещерную атомофобию.

Президент Литвы фактически ставит знак равенства между Чернобыльской и Белорусской атомными электростанциями. Взорвалась одна — вторая тоже должна взорваться. Именно БелАЭС, а не финская «Олкилуото», например.

Литве «подхрюкивают» доморощенные белорусские борцы с ядерной угрозой. «С оперативной информацией с АЭС теперь стало намного сложнее. На станции есть жесткие меры допуска, и только узкий круг людей знает, что там на самом деле происходит», — жалуется активист Белорусской антиядерной кампании Николай Уласевич.

Да где это видано, чтобы на атомной электростанции вводились «жесткие меры допуска»?!

24 апреля белорусы Бостона провели традиционную акцию, посвященную 35-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС — так называемый «Чарнобыльскі шлях».

Память жертв трагедии почтили минутой молчания.

А потом организаторы мероприятия начали отрабатывать политическую повестку.

«Запуск БелАЭС возле Островца, по мнению участников акции, опасен тем, что происходит в условиях глубокого политического кризиса в Беларуси и непрозрачности протоколов безопасности станции. Участники акции призвали усилить давление на режим Лукашенко ради проведения свободных и справедливых выборов и требования международного контроля за безопасностью БелАЭС», — сообщает «Европейское радио для Беларуси».

Опять же, откуда берется информация, что протоколы безопасности станции «непрозрачны»? Почему на это обращают внимание участники «Чарнобыльскага шляха» в Бостоне, а не эксперты МАГАТЭ? Требования «международного контроля за безопасностью БелАЭС» звучат абсурдно, поскольку уполномоченные международные организации в сфере атомной энергетики вполне удовлетворены уровнем взаимодействия с Минском.

А можно ли увязать катастрофу в Чернобыле с проведением «свободных и справедливых выборов» в Беларуси? Можно, если очень хочется.

Лукашенко должен уйти, потому что 35 лет назад взорвался четвертый энергоблок ЧАЭС. Не спрашивайте, где здесь логика. Люди просто отрабатывают политический заказ, цинично используя память о жертвах и ликвидаторах чернобыльской катастрофы.

Примечательно, что накануне годовщины этих событий портал БелАЭС был взломан неизвестными хакерами. Некоторое время на главной странице сайта висело вот такое сообщение: «АЭС — мина, на которую уже наступили. Стоит поднять ногу, и она взорвется».

Подобные сравнения очень любит «патриарх литовской государственности» Витаутас Ландсбергис. «Агрессивный план Кремля», «гроб для Литвы», «машина психологического ада» — как только он не называл БелАЭС!

Невольно возникает мысль, что «мина, на которую уже наступили» — это тоже художественная находка Ландсбергиса.

В любом случае, есть только одна страна, которая отчаянно сопротивляется эксплуатации БелАЭС. Белорусские специалисты наверняка будут проверять версию, что хакерская атака осуществлялась с территории Литвы.

Читайте также
3 апреля 2021
Вопрос «выгодности» атомной станции для Беларуси до и во время строительства БелАЭС поднимался регулярно. Сейчас важность этого проекта для страны безусловна.
19 марта 2021
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не видит причин, по которым Белорусская атомная электростанция должна прекратить работу. Это заявление стало настоящей пощечиной руководству Литвы, которое продолжает бойкотировать БелАЭС.
20 марта 2021
Президент Литвы Гитанас Науседа посетил с рабочим визитом Киев и провел переговоры с Владимиром Зеленским. Едва ли даже умудренные опытом политологи смогут ответить на вопрос, чем встреча Зеленского и Науседы отличается от встреч Порошенко и Грибаускайте.
29 марта 2021
Борьба с БелАЭС вынуждает Вильнюс идти на радикальные шаги, за которые придется расплачиваться рядовым потребителям.