Кошмар для Путина: Латвия грозит России экономическими санкциями
Алексей Ильяшевич
Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич пригрозил России новыми секторальными экономическими санкциями, в сравнении с которыми нынешние ограничения покажутся Кремлю «легкой прогулкой». По мнению дипломата, так Евросоюз будет реагировать на возобновление полномасштабных военных действий в Донбассе. Но о действиях самой Латвии Ринкевич почему-то не говорит. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил пофантазировать, как прибалтийская республика может «наказать» своего восточного соседа.
1. Разорвать дипломатические отношения.
В последнее время Россия и Запад ведут настоящую дипломатическую войну. Посол США в РФ Джон Салливан отправился на родину для консультаций, и нет гарантий, что он вернется обратно. «Последний шаг, который у нас остался с Америкой, — это разорвать дипломатические отношения. У посла США в РФ Джона Салливана сейчас нет повестки для работы с Россией, и он как дипломат ничего не может сделать. У нас уже нет ни экономических, ни политических отношений, осталось лишь закрыть ведомство. Сегодня американское посольство не выполняет своих функций», — констатирует профессор Академии военных наук, американист Сергей Судаков.
Впрочем, две мировые державы все равно вынуждены взаимодействовать для решения большого количества вопросов (от Афганистана и Сирии до сокращения ядерных вооружений и борьбы с изменением климата). А какие темы могут обсуждать, к примеру, Россия и Латвия?
Предпосылки для разрыва дипломатических отношений между ними имеются.
При определенных обстоятельствах Рига может на это пойти и заявить, что лишила «агрессора» важнейшего рычага давления на гордую прибалтийскую республику.
2. Запретить русский язык.
Борьба с «последствиями оккупации» в Латвии уже вылилась в скандальную школьную реформу, которая полностью переводит среднее образование на латышский язык обучения. Экс-депутат Европарламента, сопредседатель партии «Русский союз Латвии» (РСЛ) Мирослав Митрофанов полагает, что языковое регулирование может коснуться и бытовой сферы.
«Если сдадимся, то одними русскими школами дело не ограничится. Дальше будет только хуже. Вплоть до запретов на использование русского в быту. У нас перед глазами пример Турции, которая "давила" курдов многие десятилетия. Законы мешали им изучать родной язык даже на частном уровне. Только борьба позволила курдам отстоять это право, но им было очень сложно», — полагает Митрофанов.
Трудно представить, что Евросоюз будет спокойно наблюдать за таким безобразием.
С другой стороны, когда западные партнеры пресекали антироссийские выходки прибалтов? Новейшая история таких прецедентов не знает.
Недавно Комитет министров Совета Европы рекомендовал Латвии отреагировать на проявление ксенофобии в обществе, отказаться от поддержки латышского языка методом введения квот или санкций и способствовать борьбе со стереотипами в политическом дискурсе. Официальная Рига на эту резолюцию наплевала. Если дело дойдет до попыток пресекать использование русского языка на бытовом уровне, история наверняка повторится.
3. Отказаться от российского газа.
Основным поставщиком голубого топлива для Латвии по-прежнему является «Газпром». И ее это не смущает. Тем внезапнее будет удар, если Рига вдруг решит разорвать энергетические связи с Россией и перейти на альтернативные источники топлива.
Благо технически это вполне реализуемая задача.
Под боком у Латвии стоит клайпедский СПГ-терминал Independence, который Литва арендовала из расчета на то, что будет снабжать «молекулами свободы» соседние страны.
Чуть дальше — Польша с ее наполеоновскими планами энергетической экспансии в Прибалтике. Только СПГ в любом случае будет обходиться Латвии дороже, чем российский трубопроводный газ. А «Газпром» от «развода» с прибалтийской республикой сильно не пострадает — в Евросоюзе у него есть куда более крупные рынки сбыта.
4. Запретить въезд на территорию Латвии гражданам РФ и экспроприировать имущество российских звезд шоу-бизнеса.
Недавно экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес предложил фактически опустить перед гражданами России новый «железный занавес».
«Может быть, нужен тайм-аут для любых визитов из России. До вторжения в Крым эти люди высокомерно требовали безвизового режима с Евросоюзом. Просто заморозьте визы, за исключением случаев с чрезвычайными семейными обстоятельствами. На кону стоит безопасность Европы. Хватит!», — написал Ильвес.
Ни в России, ни на Западе его слова не восприняли всерьез. Но идея экс-президента Эстонии наверняка пришлась по душе латышским националистам. Почему бы Сейму или правительству Латвии самостоятельно не попытаться запретить гражданам РФ въезд на территорию республики?
«Ответка» прилетит немедленно: латвийцы тоже лишатся возможности выезжать в Россию. Зато Рига покажет всему миру, как нужно давать отпор «российской агрессии».
Параллельно можно заняться экспроприацией недвижимости звезд российской эстрады. Борис Моисеев, Сергей Светлаков, Владимир Винокур — эти и многие другие артисты в свое время обзавелись апартаментами в латвийской Юрмале.
5. «Отобрать» у России «латышские земли».
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже рассказывал, что в прошлом году президент Латвии Эгилс Левитс подал в Сейм законопроект «О латышских исторических землях». К этим территориям он отнес Пыталовский район Псковской области.
Латышские националисты твердо убеждены, что Пыталово (то бишь Абрене) по праву принадлежит им. Указ о передаче этого города РСФСР после окончания Великой Отечественной войны якобы был незаконным. Но ради заключения договора о границе с Россией Рига все же отказалась от территориальных претензий.
«Наш Сейм ратифицировал договор о границе, мы закончили и все технические работы по демаркации границы. То есть обменялись официальными нотами о признании границы не только юридически, но и технически», — говорил Эдгар Ринкевич.
И тут на рассмотрение Сейма выносится президентский законопроект, в котором говорится, что Абрене и шесть волостей Абренского уезда юридически принадлежат Латвии.
Она их незаконно потеряла во время «советской оккупации».
Если Рига хочет «уколоть» Россию, то этот документ нужно принять, заявить свои права на Пыталовский район и денонсировать договор о границе. Практической пользы в этом нет, но реакция Кремля гарантирована.