Есть ли у Лукашенко окно возможностей для разворота на Запад
Всеволод Шимов
Отношения Беларуси со странами Запада с августа 2020 года по сегодняшний день становятся все хуже. Белорусский МИД сокращает дипломатическое присутствие в недружественных Минску странах и вступает в публичные пикировки с Госдепом США. Президент страны Александр Лукашенко обещает «набить морду» полякам, которые вмешиваются во внутренние дела Беларуси. Вдобавок подконтрольная США и ЕС Украина отказалась от переговоров по Донбассу на минской площадке на том основании, что Беларусь является «холуем России». Означает ли это, что на политике геополитического лавирования Лукашенко между Востоком и Западом поставлена точка? Не стоит спешить с таким выводом.
Глава МИД Беларуси Владимир Макей анонсировал «оптимизацию» аппарата Министерства. В частности, речь идет о сокращении дипломатического представительства Беларуси в ряде стран. О каких именно странах разговор, не уточняется. В самом Министерстве это называют техническим и рутинным мероприятием и объясняют предполагаемое закрытие посольств отсутствием экономической отдачи от их деятельности. Кроме того, по словам
Несмотря на заверения о техническом характере этих перестановок, сложно не увидеть в происходящем политический подтекст.
Мало у кого вызывает сомнение, что сокращаться будут в первую очередь дипломатические представительства в западных странах, отношения с которыми у Беларуси после прошлогодних президентских выборов оказались глубоко испорченными.
В пользу этого говорит еще одно неожиданное решение властей — о прекращении вещания телеканала «Евроньюс» на территории Беларуси. Формальной причиной этого стало нарушение законодательства о рекламе, однако сложно не заподозрить, что истинная причина в информационной политике канала, которую белорусские власти сочли недружественной.
Все эти события в очередной раз ставят вопрос о перспективах отношений Беларуси и Запада. Является ли нынешний разрыв долгосрочным, или это ситуативное явление, и через год или два все вернется примерно к тому, что было до 9 августа 2020 года?
Чего хотят от Беларуси на Западе?
В пользу того, что похолодание в отношениях Беларуси с Западом может быть временным, говорит то, что западные страны отреагировали на белорусский политический кризис весьма вяло. Несмотря на внешне солидарное осуждение действий белорусских властей после президентских выборов, а также формальное непризнание их итогов, никаких реальных действий, способных нанести белорусскому режиму сколько-нибудь значимый урон, предпринято не было.
Политика санкций, введенных в отношении Минска, остается достаточно щадящей, чтобы белорусская экономика чувствовала себя сравнительно неплохо. Это, в свою очередь, обеспечивает стабилизацию правящего режима, который чувствует себя вполне уверенно на фоне практически полностью угасшего протеста. Надежды оппозиции на «горячую весну» очевидным образом провалились, а протестные настроения ушли в глубокое подполье.
Стабилизация политической системы на условиях, выгодных правящему режиму, — во многом заслуга очень умеренной реакции Запада на события в Беларуси.
Почему же Запад оказался не готов дать решительный бой «последней диктатуре Европы»?
В отношении Беларуси на Западе противоборствуют две линии. Первая — радикальная линия «бури и натиска», направленная на форсированное смещение режима Александра Лукашенко и «демократизацию» Беларуси с приводом к власти «европейски ориентированных» сил. Вторая линия — умеренный политический реализм, направленный на долгую игру. В последние годы традиционно побеждала именно эта вторая линия.
Западу важна не «демократизация» Беларуси, хотя вся риторика западных политиков построена именно на этом. «Демократические» достижения южной соседки Беларуси, Украины, сделавшей «европейский выбор», более чем сомнительны, однако на систематические нарушения Киевом прав и свобод человека никто на Западе не обращает внимания.
Главная цель Запада — стратегическое сдерживание России, а для этого не так важно, какие именно режимы находятся у власти в сопредельных с ней странах.
На Украине через «цветную революцию» удалось утвердить радикально прозападный псевдодемократический режим. В Беларуси «цветная революция» не получилась, поскольку для ее успеха нужен слабый, коррумпированный и внутренне расколотый режим наподобие режима Януковича, а не консолидированная автократия с лояльным и мощным силовым аппаратом.
В 2014 году Запад отказался от попыток смещения белорусского режима через улицу и взял курс на его внутреннюю трансформацию через вовлечение в «прагматическое» сотрудничество и многовекторность, наращивая взаимодействие с белорусскими элитами и гражданским обществом. При этом от Александра Лукашенко не требовали каких-то радикальных политических преобразований — достаточно было минимального соблюдения «приличий» (в западном понимании).
Сегодня эта схема кажется безнадежно разрушенной.
Однако нельзя забывать, что разрядка в белорусско-европейских отношениях 2014–2020 гг. также наступила после длительного периода «заморозков» из-за жесткого подавления протестов после президентских выборов 2010 года.
Нынешняя ситуация очень напоминает то, что уже было десять лет назад. И выход из нее может быть аналогичным.
Чего ждут от Запада в Минске?
Весьма вероятно, что в Минске также рассчитывают на повторение этого политического цикла в отношениях с Западом, и что после периода «заморозков» снова наступит «оттепель».
Косвенно на это указывает сохранение во властной обойме Владимира Макея, с чьим именем в первую очередь ассоциируется пресловутая многовекторность, казалось бы, потерпевшая сокрушительный крах.
Прозападные эксперты, близкие к белорусскому МИД, также не скрывают надежд, что все вернется на круги своя. Однако для этого необходимо, чтобы на Западе вновь возобладала «прагматичная» линия в отношении Минска. Так, по мнению учредителя и директора «Минского диалога» (экспертная площадка, бывшая одним из главных разработчиков концепции белорусской многовекторности) Евгения Прейгермана, для этого необходимо усиление в белорусской политике ЕС роли таких стран, как Германия, и ослабление позиций Литвы и Польши, продвигающих в отношении Беларуси радикальную линию.
Другой эксперт «Минского диалога», Денис Мельянцов, также выражает надежду на нормализацию и прагматизацию, но уже в контексте белорусско-американских отношений: «Многое зависит от того, как будет развиваться ситуация во всем регионе. Обеспечение безопасности американских союзников в Восточной Европе (Украина, Польша, страны Балтии) невозможно без учета белорусского фактора. А, скажем, возобновление боевых действий в Донбассе и возвращение России в число приоритетов для американской политики могут вновь вернуть Вашингтону стратегический интерес к Минску и поставить вопрос о более прагматичном взаимодействии с Лукашенко».
Безусловно, сегодня между Беларусью и Западом идет игра на нервах, а в ЕС и США предпочли бы видеть в Минске более управляемый и послушный режим.
Однако политика — искусство возможного, и если в ближайшее время не случится каких-то новых эксцессов, через год или два звезда белорусской многовекторности может зажечься вновь.