В Литве заговорили о рейдерском захвате госпредприятий Беларуси
Алексей Ильяшевич
Как решить проблему санатория «Беларусь» в Друскининкае, который оказался под санкциями? Возможно, снять эти санкции и позволить людям спокойно работать? Литва легких путей не ищет: она хочет перенять у Минска управление санаторием. Такую идею озвучил заместитель министра иностранных дел Мантас Адоменас. Примечательно, что он не использует слово «купить». С высокой долей вероятности Вильнюс будет предлагать Минску просто бросить санаторий, не получив за него ни копейки.
Проблема санатория обсуждалась во время недавнего заседания Комитета по социальным вопросам и труду Сейма Литвы. Парламентарии в очередной раз задались вопросом: что делать с предприятием, которое не может нормально работать (и даже выплачивать зарплаты сотрудникам) из-за санкций Евросоюза?
К обсуждению подключился Мантас Адоменас. Из его уст прозвучала информация о том, что литовский МИД подумывает перехватить у Беларуси управление санаторием.
Тогда Ландсбергис-младший и компания одним выстрелом убьют двух зайцев: выведут предприятие из-под санкций и лишат Лукашенко одного из активов на территории Евросоюза.
«Необходимо упразднить эту аномалию международных отношений с собственностью Беларуси на нашей территории и взять санаторий под контроль Литвы. (…) Это станет возможным, если Беларусь будет готова обсудить такое предложение», — заявил Адоменас.
Аномалия международных отношений! Такая «аномалия», что встречается сплошь и рядом.
Господин Адоменас, наверное, не знает, что здания иностранных посольств и консульств часто являются государственным имуществом одной страны на территории другой страны. Не верит — пусть спросит у Соединенных Штатов. В 2016 году они лишили дипломатического иммунитета пять объектов недвижимости: посольские дачи в штатах Мэриленд и Нью-Йорк, генконсульство в Сан-Франциско, помещения торгпредств в Вашингтоне и Нью-Йорке. Так Вашингтон отреагировал на «вмешательство» российских спецслужб в американские выборы.
Но даже в этой ситуации США не отрицали, что перечисленные объекты на законных основаниях принадлежат России. «Здания, которые находятся в собственности российской стороны, продолжат оставаться таковыми. Вопрос, продавать ли эту собственность или как-то иначе ею распорядиться, остается на усмотрение российской стороны», — заявляла пресс-секретарь американского посольства в Москве Андреа Калан.
В прошлом году Bloomberg сообщал, что правительство США продает недвижимость за рубежом — землю и несколько особняков в районе Шусон Хилл на юге островной части Гонконга стоимостью примерно в 1,3 миллиарда долларов. «Отдел Госдепартамента по эксплуатации зданий за рубежом постоянно проводит оценку зарубежной недвижимости Госдепа в рамках мировой программы по реинвестированию», — отметил представитель американского внешнеполитического ведомства в письме Bloomberg.
Выходит, у Госдепартамента есть целый отдел по эксплуатации собственности за рубежом. «Аномальный» отдел, если следовать логике заместителя главы литовского МИД.
Для обоснования своей идеи Мантас Адоменас не стесняется использовать фейки и утверждать, что собственность Минска на территории соседней страны — это что-то из ряда вон выходящее. Он же предлагает белорусам передать подведомственность объекта другому учреждению, которое не находится в санкционных списках ЕС. «Их нежелание это решать — просто попытка использовать санаторий как заложника», — утверждает Адоменас.
Аргумент, увы, слабый. Во-первых, Управление делами президента Республики Беларуси, которому подчиняется санаторий, под санкции и не попадало (в «черном списке» значится его подразделение — Главное хозяйственное управление Управления делами президента). Во-вторых, какой смысл менять номинального собственника, если против него тоже могут ввести ограничения?
В данном случае Беларусь не выводит из-под удара санаторий, а подставляет под удар организацию, которая будет им управлять.
Второе предложение Адоменаса сформулировано так: «Взять санаторий под контроль Литвы». До конца не понятно, что это значит. Когда кто-то берет под контроль чужое имущество, это называется рейдерский захват.
Возможно, Адоменас просто не уточнил, что Литва хочет выкупить у Беларуси санаторий? Но и здесь есть свои нюансы. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже обсуждал этот вариант с главным врачом «Беларуси» Ильей Епифановым — он полагает, что подобная сделка не состоится.
«Это запрещено законом. Запрещена любая приватизация государственной собственности, находящейся за рубежом. И точка. Чтобы изменить ситуацию, нужно менять законодательство. Но я сомневаюсь, что это возможно», — заявил Епифанов.
После заявления Мантаса Адоменаса продажа санатория кажется еще более нереалистичным сценарием.
Избавиться от этого актива для Лукашенко означало бы дать слабину — пойти на поводу у властей недружественной страны. В подобных ситуациях Батька, напротив, проявляет неуступчивость.
Но давайте предположим, что Беларусь все же устранит все юридические преграды и будет готова продать санаторий. А будет ли готова Литва? Ей же придется заключить сделку с Управлением делами президента Республики Беларусь.
«Дело в том, что Литва не признает Лукашенко президентом. И как она может вступить в переговоры с управделами? Это весьма технически сложная задача, если это предложение не фигура речи, и действительно господин замминистра говорит на эту щекотливую тему серьезно, а не шутит», — отмечает белорусский политолог и экономист Сергей Шиптенко.
Попахивает признанием «последнего диктатора Европы».
Чтобы этого не допустить, нужно решать судьбу санатория «Беларусь» со Светланой Тихановской.
Пусть напишет какую-то грамоту: дескать, в знак большой признательности дарю санаторий «Беларусь» Литовскому государству. Даже платить не придется!
Впрочем, Вильнюс и так попытается избежать затрат. Власти Литвы просто обязаны в очередной раз выставить себя мелкими аферистами и предложить Минску бросить санаторий, не выручив за него ни копейки.
Максимум получить какую-то символическую компенсацию (да и ту желательно выделить из европейского «общака», а не государственного бюджета Литвы).
Возможно, здесь замешены чьи-то бизнес-интересы. Санаторий «Беларусь» — это очень привлекательный современный курортный объект. Почему бы не воспользоваться ситуацией, чтобы его отжать?
Стратегия Литвы изначально была направлена на то, чтобы вынудить Минск отказаться от санатория.
В условиях финансовой блокады он работать не может, а отменять или смягчать санкции в прибалтийской республике не собираются. Теперь наши догадки подтвердил Мантас Адоменас: Литва действительно не прочь захватить курортную жемчужину Друскининкая.
И ведь это не единственный белорусский актив на литовской территории, который можно «отжать» у Минска. Зря, что ли, «диктатура» столько лет вкладывалась в Клайпедский порт…