Судят невиновных и похищают беззащитных: Прибалтика превратилась в регион беспредела
Алексей Ильяшевич
В Литве суд увеличил тюремный срок российскому офицеру Юрию Мелю, который участвовал в событиях 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни. В Латвии продолжается уголовное преследование русскоязычных журналистов, уличенных в сотрудничестве с российскими СМИ. В Эстонии арестован известный публицист, юрист и правозащитник Сергей Середенко. Похоже, все три «прибалтийские сестры» решили особенно отличиться на поприще политических репрессий.
Сергей Середенко — специалист по конституционному праву, автор книг «Русская правда об эстонской конституции» и «Компенсация морального ущерба в Эстонской Республике», активный защитник прав русских и русскоязычных жителей Эстонии. Аналитический портал RuBaltic.Ru сотрудничал с ним как с экспертом и внештатным автором.
На днях выяснилось, что Середенко стал фигурантом уголовного дела.
«По ходатайству прокуратуры суд заключил подозреваемого под стражу, сочтя обоснованным как предъявленное ему подозрение, так и содержание его под стражей», — заявила пресс-секретарь Государственной прокуратуры Эстонии Кайри Кюнгас.
Об аресте Середенко общественность узнала не сразу. Его друзья обратили внимание, что Сергей перестал проявлять активность в социальных сетях. Забили тревогу, начали разбираться и только тогда получили комментарии прокуратуры. Знакомый сюжет: арест литовского оппозиционера Альгирдаса Палецкиса тоже поначалу держали в тайне.
Похоже, карательные органы Прибалтийских республик предпочитают лишний раз не афишировать свою деятельность и попросту похищают людей.
Более подробную информацию Кайри Кюнгас не предоставила в интересах следствия. Присяжный адвокат Владимир Садеков тоже пока воздерживается от комментариев. Известно только то, что Середенко проходит по статье 235 Уголовного кодекса Эстонии: это преступления против страны, совершенные в сговоре с иностранным государством. С каким именно государством, пояснять не нужно.
В Эстонии нашли нового «агента Кремля». Но кто им оказался?
В последнее время Сергей Середенко работал дворником в Маардуской гимназии. Выходит, дворники — это именно те люди, которых ФСБ использует для подрыва конституционного строя западных стран.
Кто, как не дворник, справится со столь ответственной задачей?
Открытым остается вопрос, что послужило реальной причиной ареста Середенко. Некоторые склонны увязывать это событие с приходом к власти в Эстонии партии «реформистов», которым не чужды русофобские настроения. Однако для полноты картины стоит обратить внимание на происходящее в соседних Прибалтийских республиках.
Буквально на следующий день после того, как пресса сообщила об аресте Середенко, пришла печальная новость из Литвы: Апелляционный суд ужесточил наказание российскому офицеру Юрию Мелю, который участвовал в известных событиях возле Вильнюсской телебашни. Ему придется провести за решеткой еще три года (вдобавок к тем семи, которые он уже отсидел).
Аналитический портал RuBaltic.Ru неоднократно разбирал суть предъявленных Мелю обвинений в публикациях на сайте, докладах, видеороликах. Повторяться не будем.
Любой желающий может самостоятельно убедиться в том, что это чистой воды политическое преследование. А теперь оно приобретает особо циничный характер.
За выломанный забор гражданин РФ отсидел в литовской тюрьме семь лет. В марте его должны были отпустить на свободу, но суд по требованию прокуратуры продлил Мелю срок содержания под стражей до вынесения приговора апелляционной инстанцией. Финальный штрих — ужесточение наказания до десяти лет лишения свободы.
Похоже, Литва ни в какую не хочет расставаться со своим пленником. Теперь мяч на стороне Москвы. Будет ли она спокойно наблюдать за тем, как соседняя страна демонстративно издевается над гражданином России?
В той же Литве суд завершил рассмотрение доказательств в деле оппозиционера Альгирдаса Палецкиса. Ему инкриминируют шпионаж в пользу России. После беспредельного решения по делу Юрия Меля трудно представить, что в этом случае литовская Фемида встанет на сторону подсудимого, даже если будет уверена в его невиновности.
Политический заказ — на то и заказ, чтобы его выполнять.
Латвия не отстает от соседей. Здесь Нацсовет по электронным СМИ заблокировал доступ к сайту «RT на русском». Это первый случай, когда жителей республики лишают возможности посетить электронный ресурс российского телеканала. «Если следовать логике латвийского регулятора, то вслед за сайтом "RT на русском" будут заблокированы порталы ВГТРК, Первого канала и остальных телекомпаний, запрещенных в стране», — отмечает Sputnik.
Будут, обязательно будут! Спешка здесь ни к чему — зачистка информационного пространства Латвии наверняка доставляет удовольствие тем, кто этим занимается.
Параллельно продолжаются преследования русскоязычных журналистов Латвии, которые сотрудничали с российскими изданиями и тем самым якобы нарушили режим европейских санкций.
Алла Березовская — одна из фигурантов уголовного дела — ходатайствовала о его закрытии. Прокуратура ей отказала.
«Сейчас пандемия, люди лишаются работы, хотят заработать хоть какую-то копейку. Буду честен, я тоже обращался к российским друзьям и коллегам, говорил, что хочу поработать на них. Но что у нас делается? Приходят спецслужбы к коллегам из Sputnik и Baltnews, которые честно работали, получали деньги из России, платили налоги в Латвии, и говорят им: вы враги. Возникает ощущение, что те, кто принимал такие решения, делали это либо по собственной дурости, либо по указке из Брюсселя или Америки», — заявил журналист Сергей Тыщенко.
Можно только догадываться, была ли указка, но на совпадение это не похоже. Во всех трех странах Балтии разом активизировались политические преследования.
До недавнего времени тренд шпиономании обходил стороной Эстонию — теперь и она решила поупражняться в борьбе с «кремлевскими диверсантами».
Со стороны России звучат привычные формулировки. «Трудно избавиться от впечатления, что мы имеем дело еще с одним примером подавления инакомыслия в Эстонии, заявляющей о себе как о стране с передовой демократией. В свете этого хотелось бы надеяться, что в ходе начатого расследования будет доказана полная несостоятельность выдвинутых против Середенко обвинений», — заявляет посольство РФ в Таллине.
Можно ли надеяться на справедливость, если «мы имеем дело еще с одним примером подавления инакомыслия»? Вопрос риторический.
В подобных ситуациях Москве стоило бы брать на вооружение опыт самих западных «демократий».
Они не постеснялись вводить новые антироссийские санкции за преследование Алексея Навального. Сколько издевательств еще должен вытерпеть Юрий Мель, чтобы Литва получила за это реальную «ответку»?
Вам также может быть интересно:
Спецпроект RuBaltic.Ru: Вильнюс, 13 января 1991 года, трагедия в 4 действиях
Спецпроект RuBaltic.Ru: Почтовый ящик в поддержку Юрия Меля