Литва выступает категорически против включения российской вакцины «Спутник V» в список препаратов, вакцинация которыми дает право свободного передвижения по Евросоюзу. За громкими пояснениями о «европейской солидарности» скрывается давнишняя мечта политического класса Литвы: закрыть гражданам России въезд в Европу.
«Литва твердо убеждена, что только вакцины, разрешенные Европейским агентством по лекарственным средствам (ЕМА), должны быть частью цифрового зеленого сертификата. Признание только вакцин, разрешенных EMA, — это способ подчеркнуть доверие к институтам ЕС, таким как регулятор по наркотикам и агентство по мониторингу заболеваний, Европейский центр профилактики и контроля заболеваний», — заявил исполняющий обязанности представителя Литвы в Европейском союза Симонас Шатунас.
Реплика Шатунаса посвящена так называемому «зеленому сертификату ЕС» — разрабатываемой сейчас в Брюсселе системе регистрации вакцинированных от коронавируса, которая позволит в будущем восстановить свободу передвижения по Европе.
Судя по вмешательству посла Литвы, Брюссель рассматривает вопрос включения российского «Спутника V» в список одобренных для «зеленой сертификации» вакцин.
Литва — кто бы сомневался — категорически против. По мнению Симонаса Шатунаса, Европа должна заниматься усиленным производством собственных вакцин, на которые пошло финансирование Евросоюза, а не полагаться на неодобренные на общеевропейском уровне препараты. Включение в систему регистрации российской вакцины без ее одобрения Европейским агентством по лекарственным средствам станет ударом по солидарности и единству ЕС.
Шарманку о «европейской солидарности» Литва обычно заводит либо когда надо получить в ЕС деньги, либо когда она добивается от Европы антироссийских действий в ущерб интересам европейских стран. Здесь, очевидно, второй случай.
За пафосными словами о «солидарности» скрывается давнишняя задача политического класса Литвы: закрыть гражданам России въезд в Европу.
Эта задача является частью более общей: отделить Россию от остальной Европы, разорвать между ними структурные связи, возвести «санитарный кордон». Ради этого Литва и ее товарки — страны «буферной зоны» — воюют с «Северными потоками», требуют все новых и новых экономических санкций против РФ, дискредитируют и, если есть возможность, разрушают любые диалоговые площадки между Россией и европейскими странами.
Физически не пускать россиян в Европу — важная составляющая стратегии ее разъединения «буферной зоной». Страны Прибалтики в этом отношении зарекомендовали себя настоящими вахтершами Евросоюза. Счет нежелательных лиц в их «черных списках» идет на сотни, но дело не в этом, а в том, что они из года в год пытаются сделать свои национальные «стоп-листы» общеевропейскими.
Санкции против российских чиновников — тоже элемент «вахтерской» политики. Другое дело, что персональные санкции — капля в море относительно предполагаемой цели. Они затрагивают немногих конкретных людей, а хочется же масштаба, хочется поворотных, этапных решений.
Наподобие того, что провернула Литва, когда в далеком 2008 году наложила вето на переговоры о безвизовом режиме между Россией и Европейским союзом.
После такого успеха еще больший успех только в том, чтобы не позволить россиянам ездить в Евросоюз и по визам. Однако в этом случае инструментов в сложнейшей системе европейской интеграции, которые позволяли бы в корне изменить общую визовую политику, у Вильнюса нет.
И тут сама жизнь подкинула неожиданный козырь — глобальную пандемию. Вообще, для руководства Литвы это не козырь, а по большей части подлянка, потому что в борьбе с коронавирусом литовский правящий класс проявил себя сборищем полных ничтожеств. Но есть в этой истории и положительные моменты.
Можно использовать пандемию и вакцинацию как повод поставить блок на поездки граждан России в ЕС. Ради этого произнести пафосные слова о «европейской солидарности», которая не позволяет открыть границы людям с вакцинами, не получившими одобрения в Евросоюзе. Если ЕС вдруг одобрит — с вакцинами, изобретенными за границами «демократического сообщества».
Результаты этого замаха на рубль можно предсказать уже сейчас. Удар получится на копеечку.
Опыт подсказывает, что для Вильнюса все закончится очередным политико-дипломатическим унижением.
По двум причинам.
Первая — фундаментальная — состоит в том, что структурные связи России с основными странами Евросоюза слишком сильны, разветвлены и укоренены в истории, чтобы их смогли полностью и окончательно разорвать даже американцы, не говоря уже об их агентах влияния в Старом Свете, вроде Прибалтийских республик.
Дешевые энергоносители из России — залог глобальной конкурентоспособности немецкой промышленности, поэтому Германия будет строить «Северный поток — 2» вне зависимости от того, что говорит ей о русских кормящаяся с немецких отчислений в бюджет ЕС Литва. Самая многочисленная страна Европы — слишком важный сегмент туристического рынка, чтобы Италия, Испания и прочие критически зависимые от туризма страны ЕС пускали к себе россиян по рекомендациям Брюсселя, не говоря уже о Вильнюсе, про который они не помнят, что это такое и где находится.
Вторая причина — прикладная — заключается в том, что использование российских вакцин в Европейском союзе не зависит уже не только от Вильнюса, но и от Европейского лекарственного агентства и других институтов ЕС. Только-только канцлер Австрии Себастиан Курц объявил, что в апреле Вена закупит миллион доз «Спутника V». До него приобрести российскую вакцину в обход Брюсселя пожелали Венгрия, Италия и другие европейские страны.
И что теперь, запрещать вакцинированным «Спутником» гражданам ЕС свободно перемещаться по Евросоюзу? С Литвы станется, как обычно, показать пример «принципиальной политики» и не пускать в страну иностранцев, привитых вакцинами неевропейского происхождения. И что, будут разворачивать на границе австрийцев и итальянцев?
Получится еще смешнее и унизительнее, чем с блокадой Белорусской АЭС, продукцию которой литовские политики запретили под страхом уголовного наказания и теперь, по логике, должны сами себя посадить, потому что Литва не может не потреблять электроэнергию БелАЭС.
С учетом вакцинированных от COVID-19 может выйти похожий пердимонокль. Ведь литовские политики известны тем, что сначала делают, а потом думают. Думают, отчего все над ними смеются.