Политика Политика

Литва призвала Украину на войну с «атомной станцией Путина»

Президент Литвы Гитанас Науседа посетил с рабочим визитом Киев и провел переговоры с Владимиром Зеленским. Их общение охарактеризовалось отсутствием какого-либо смысла: лидеры двух государств, которые ничего не могут предложить друг другу, обменялись любезностями и сделали несколько громких заявлений о борьбе с БелАЭС, Минских соглашениях и «европейских перспективах» Украины. Едва ли даже умудренные опытом политологи смогут ответить на вопрос, чем встреча Зеленского и Науседы отличается от встреч Порошенко и Грибаускайте.

В столицу Украины литовский лидер приехал не один. Его кортеж, как подсчитали журналисты, состоял из 15 автомобилей, в том числе нескольких микроавтобусов. Если бы их не украшали маленькие «светофорные» триколоры, киевляне могли бы подумать, что на встречу с Зеленским спешат топ-чиновники из большой европейской страны. А это всего лишь маленькая Литва…

Видимо, численность делегации должна была подчеркнуть важное место Украины во внешней политике Литвы. И она же обязывала лидеров двух государств продемонстрировать конкретный результат их встречи. Хоть какой-то.

Таким «результатом» стала совместная декларация Зеленского и Науседы о «европейских перспективах» Украины. То есть Киев в очередной раз заявил о своем стремлении вступить в ЕС, а Вильнюс поприветствовал это решение. Чем не «перемога» для обеих сторон?

«Документ определяет, что, согласно статье 49 Договора о Европейском Союзе, Украина, как и любое европейское государство, которое уважает ценности, закрепленные в статье 2 настоящего Договора, и обязуется им следовать, может подать заявку на членство в Евросоюзе в случае соблюдения всех условий и обязательств. При этом Литовская Республика поддержит Украину, когда наше государство решит подать заявку на членство в ЕС», — говорится на сайте Зеленского.

Теперь украинцы могут спать спокойно: Литва их поддержит! С такими гарантиями членство в Евросоюзе становится делом времени.

«Украина, как и любое другое европейское государство, которое придерживается демократических принципов, уважает основные свободы и права человека, может добиваться членства в Европейском союзе. Поэтому Литва поддерживает интеграционные усилия Украины и стратегические реформы в сферах правосудия, борьбы с коррупцией, верховенства закона и государственного управления», — заявил по этому поводу Науседа.

В условиях «стратегического реформирования» Украина прожила последние семь лет. Литва этот процесс горячо поддерживала — в списке «больших друзей» страны победившего Майдана Даля Грибаускайте занимала особое место.

Потом украинцы «прокатили» Порошенко с его реформами на выборах президента 2019 года. Грибаускайте тоже ушла на пенсию. Но их преемники новых тем для разговоров так и не нашли.

Все та же «борьба с коррупцией», от которой коррупции становится только больше. Все то же «верховенство закона», которое оборачивается тотальным правовым нигилизмом. Все то же «улучшение» качества государственного управления, в результате которого к власти пришли новоявленные «шариковы» и «швондеры»…

Впрочем, кое-что новенькое все-таки было. Науседа не упустил возможности призвать Украину к бойкоту Белорусской атомной электростанции. И почему-то сделал акцент на исходящих от нее «геополитических угрозах».

«БелАЭС — инструмент геополитического влияния России. Украина должна сопротивляться рычагам экономического влияния так же решительно, как она борется против агрессии этой страны», — заявил Науседа.

Минуточку! Но ведь своих «прибалтийских сестер» и руководства Евросоюза Литва убеждает в том, что БелАЭС не является безопасной станцией. Именно поэтому им якобы стоит отказаться от торговли электроэнергией с Беларусью.

В конце концов, Литва сама себе на законодательном уровне запретила торговать электричеством со странами, которые эксплуатируют «небезопасные» АЭС. О «геополитическом влиянии России» там не сказано ни слова.

Видимо, эта легенда рассчитана на определенную аудиторию.

А для Украины литовский лидер наспех состряпал новую версию: БелАЭС опасна тем, что ее построил Путин. Нельзя «воевать» с Путиным и одновременно покупать у него электричество!

Вероятно, Науседа и сам не понял, что «спалился». Переговоры по вопросу БелАЭС для него вроде как закончились удачно. «Мы договорились координировать свою политику и действия, связанные с синхронизацией, и особенно с отказом покупать электроэнергию, выработанную на небезопасной БелАЭС», — заявил президент Литвы.

После этого СМИ поспешили сообщить, что Киев поддержал бойкот атомной электростанции в Островце. Но, во-первых, Науседа этого не говорил (он использовал довольно витиеватую и двусмысленную формулировку).

Во-вторых, даже если Зеленский пообещал отказаться от закупок продукции БелАЭС, он с легкостью может это обещание нарушить.

Ранее украинская сторона уже заверяла литовцев, что в 2021 году не собирается торговать электричеством с Беларусью. А потом ударили морозы, и ограничения на импорт были спешно отменены.

Как и Грибаускайте, Науседа выступил в роли эксперта по Донбассу. Именно с ним Зеленский обсуждал «торможение прогресса реализации Минских соглашений со стороны Российской Федерации».

Так и хочется спросить литовского лидера: а он эти соглашения читал? Какие пункты кажутся ему неприемлемыми?

Еще одна новость: Украина подписала техническое соглашение о присоединении к Центру передового опыта НАТО по энергетической безопасности в Вильнюсе. Это, несомненно, правильное решение. Потому что «энергетической безопасности» Украине не хватает. Литва с удовольствием поделится — научит Зеленского и компанию импортировать дорогостоящий сжиженный природный газ с СПГ-терминала в Клайпеде. Будет очень дорого, но очень «безопасно»!

Наконец, самое главное.

Сообразительный читатель наверняка догадается, какое слово просто не могло не прозвучать на переговорах президентов Литвы и Украины. «Санкции», разумеется.

«Литва последовательно поддерживает сотрудничество Украины и НАТО, и мы приветствуем реформы на Украине, мы высказываемся за воплощение "нормандского соглашения", но не можем спокойно смотреть на то, что Россия не придерживается своих обязательств. Мы не видим попыток России закончить войну на Донбассе, и потому приглашаем демократические государства укреплять санкции против России», — заявил Науседа.

Если следовать его логике, санкции необходимо усиливать в ответ на нежелание стран придерживаться своих обязательств. Украина при этом демонстративно (даже официально) отказывается выполнять некоторые пункты Минских соглашений. В таком случае, против нее тоже нужно ввести санкции?

Похоже, президент Литвы до сих пор пользуется методичкой времен Грибаускайте — Порошенко.

Тогда украинская сторона прямо не заявляла, что ее не устраивают определенные положения «Минска» — она просто перекладывала всю ответственность на Россию. Но сейчас ведь ситуация изменилась. Больше нельзя так просто увязывать санкции с соблюдением мирных договоренностей, чтобы не подставлять Киев.

Этот «прокол» Науседы — лишнее доказательство тому, что его переговоры с Зеленским и по форме, и по содержанию принципиально ничем не отличаются от переговоров Порошенко с Грибаускайте. Хотя избиратели обоих президентов рассчитывали на определенные изменения во внешней политике. Увы, «демократия» в очередной раз их перехитрила.

Читайте также
19 марта 2021
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не видит причин, по которым Белорусская атомная электростанция должна прекратить работу. Это заявление стало настоящей пощечиной руководству Литвы, которое продолжает бойкотировать БелАЭС.
25 января 2021
По словам исполняющего обязанности министра энергетики Юрия Витренко Украина должна в срочном порядке выйти из объединенной энергосистемы с Россией и Беларусью. Трансформировать рынок электроэнергии на Украине собирается тот самый человек, который довел до ручки газовую отрасль.
18 марта 2021
Недостаток надежных вакцин от коронавируса будет способствовать скорейшей регистрации в ЕС российского «Спутника V». Эта мысль пугает не только Прибалтику, но и руководство Украины, которое прививает население индийским аналогом AstraZeneca.
19 марта 2021
Евросоюз должен занимать единую позицию по Крыму и Донбассу и решительно поддерживать территориальную целостность Украины.