Политика Политика

Литва идет к расколу во время чумы

В разгар пандемии COVID-19 и связанного с ней экономического кризиса Литве грозит еще и политический раскол. Между президентом страны Гитанасом Науседой и кланом Ландсбергисов, который продвигает в президентское кресло своего младшего представителя Габриэлюса, начался серьезный конфликт. В ближайшем будущем этот конфликт может стать достоянием общественности.

За последние недели между площадью Дауканто (администрация Науседы) и правительством Литвы, возглавляемым партией Ландсбергисов, возникло несколько конфликтных точек.

«Ландсбергисты» пытаются лишить Науседу статуса первого лица, которое представляет страну на международной арене. В частности, на саммитах Евросоюза Литву должен представлять не президент страны, а глава правительства.

Премьер-министр Ингрида Шимоните — официальное лицо номер один в парламентско-президентской республике.

Хитрый план «отца нации» Витаутаса Ландсбергиса: Шимоните подаст в отставку, и.о. премьера, а затем и премьером станет его внук, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, и именно он в качестве первого человека в Литве будет представлен Ангеле Меркель, Эммануэлю Макрону и другим лидерам Запада.

С такой политической капитализацией и такими связями можно смело идти в поход за кресло Науседы. Возможно, даже досрочно.

Разумеется, Науседа терять свое кресло не хочет, равно как и лишаться прилагаемых к нему возможностей. Поэтому он идет в контратаку. По той же ситуации с Европейским советом президент Литвы категорически против того, чтобы что-то менять.

Да, Германию в Евросовете представляет не президент страны, а Ангела Меркель. Но Гитанас Науседа — президент не Германии, а Литвы. В Литве президент избирается населением, является выразителем воли народа и отвечает за вопросы безопасности и внешней политики. Только он и никто другой доносит позицию Литвы до лидеров Франции, Германии и других стран-союзниц.

По информации источников RuBaltic.Ru в Вильнюсе, между Ландсбергисом-младшим и Науседой уже полыхает полноценный конфликт.

Непосредственным поводом для столкновения президента с претендентом на его место стала кандидатура нового посла Литвы в США. По имеющейся информации, глава государства проталкивает на этот ключевой для литовского истеблишмента пост бывшего министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса.

Линкявичюс — центральный элемент тактики Науседы: блокироваться с другими политическими группами против наступающих «ландсбергистов». Эти группы — перешедшие в оппозицию после осенних выборов «левоцентристы».

На фоне провалов нынешнего правительства консерваторов в борьбе с пандемией провалы предыдущего правительства «аграриев» уже начинают казаться успехами. Соответственно, рейтинг бывшего премьер-министра Саулюса Сквернялиса растет, рейтинг действующей главы правительства Шимоните — падает.

Президент страны в этой ситуации со всей очевидностью играет на стороне «бывших».

Науседа явно подводит литовцев к мысли о недееспособности нового правительства, которое постоянно продлевает карантин и не может выбить из Брюсселя положенные Литве вакцины. Последний пример: отповедь президента главе Минздрава, который приостановил вакцинацию литовцев шведско-британским препаратом AstraZeneca, которым сам же за несколько часов до этого пообещал привиться. Глава государства гневно заявил, что отказ от важнейшего в деле массовой вакцинации препарата подрывает его имидж у населения и ставит под удар всю прививочную кампанию.

Можно не сомневаться, что если бы Минздрав продолжил использовать в вакцинации AstraZeneca, Науседа тут же сказал бы, что правительство отвергает рекомендации крупнейших экспертов ЕС и в грош не ставит жизни простых литовцев.

В любом случае, такое правительство должно если и не уйти в отставку, то уж во всяком случае не заикаться о расширении своих полномочий. Представительство Литвы в Евросовете там и тому подобное.

Не мудрено, что при подобных «любезностях» отношения правительства и президентуры перестали быть томными. И в первую очередь — отношения президентуры с ведомством августейшего внука dedule Ландсбергиса, ради политической карьеры которого и разрушают баланс сил между органами исполнительной власти Литвы.

Кандидатура нового посла в США становится все большим источником напряженности. Консерваторы, конечно, хотят, чтобы на стратегически важную позицию представителя Литвы в Вашингтоне был поставлен их человек. Жигимантас Павиленис, к примеру, или еще какой гений дипломатии. Поэтому для них само собой разумеется, что выбирать посла должен глава МИД, а не президент.

Дело идет к тому, что конфликт между Ландсбергисами и Науседой перейдет в публичную стадию.

На фоне бушующего санитарно-эпидемиологического и социально-экономического кризисов это будет особо пикантно. Пандемию победить литовские политики никак не могут, белорусский транзит на глазах утекает у них из рук, Латвия с Эстонией ограждать Литву от энергии БелАЭС не хотят, западные союзники кривятся от «голоса Литвы» по вопросам Беларуси, Украины и прочего…

Последнее, что еще осталось сделать литовскому политическому классу, чтобы показать свою недееспособность, это затеять громкую склоку друг с другом.


Статья доступна на других языках:
Читайте также
17 марта 2021
Для руководства Литвы отказ от Astra Zeneca стал моральной мукой и шекспировской драмой, которую все желающие имели возможность наблюдать в течение одного дня.
4 марта 2021
«Ландсбергисты» пытаются свести счеты с номинальным лидером государства, который не соответствует их критериям «благонадежности». Оставшиеся три года своей каденции Науседе придется работать в атмосфере враждебности.
30 декабря 2020
Габриэлюс Ландсбергис уже сегодня, не сделав для этого ничего, претендует на роль первого человека в государстве на том простом основании, что он — внук «отца нации».
29 ноября 2020
Внук литовского «отца нации» Витаутаса Ландсбергиса Габриэлюс предложен на пост министра иностранных дел Литвы.