Взять все и поделить: Прибалтика выпрашивает у Европы вакцины
Александр Носович
Страны Балтии обратились к Евросоюзу с просьбой перераспределить между странами-членами неиспользованные вакцины от коронавируса. Потому что в одних странах ЕС образовался их избыток, а другие страдают от недостатка. Сам факт такого обращения свидетельствует, что Литва, Латвия и Эстония находятся во второй группе. Их номер в Евросоюзе шестнадцатый, и все, что остается Прибалтике, — униженно просить обратить на нее внимание и помочь с вакцинацией населения.
После того, как Брюссель направил дополнительные партии вакцин от коронавируса в Австрию, Чехию и Словакию, которые жаловались на их дефицит, Литва, Латвия и Эстония запросили того же.
Министры здравоохранения стран Балтии обратились в ЕС с обращением перераспределить в пользу бедных неиспользованные вакцины. Потому что в одних европейских странах «накапливается неиспользованный излишек доставленных вакцин», в то время как другие страдают от их дефицита.
К этим странам, как нетрудно догадаться из обращения, относятся страны Прибалтики, в которых срывается борьба с пандемией, потому что Евросоюз снабжает их вакцинами по остаточному принципу.
В результате Латвия закрыла внутренние границы с соседями по ЕС, Литва продлила карантин до конца квартала, а Эстония вовсе объявила в стране «локдаун». Смертность в странах Балтии за первые недели 2021 года выросла на 20%, в Литве и Латвии — на 40%.
В таких условиях множатся скандалы из-за бракованных вакцин. В Литву не так давно поставили партию препаратов Pfizer, перевозившихся в ненадлежащих температурных условиях. Эстония отказалась от вакцины AstraZeneca до тех пор, пока не будут расследованы случаи смерти вакцинированных после ее применения.
Понятно, что все это создает в странах Балтии депрессивный психологический фон. Однако еще больше мрачные настроения усиливает то обстоятельство, что у некоторых других стран ЕС вакцин от коронавируса — девать некуда. Причем эти страны не сами разжились вакцинами — им их централизованно распределил Брюссель.
Получается, что у одних в Европе портятся неиспользованные до истечения срока годности препараты, а у других из-за дефицита лекарств срывается массовая вакцинация населения. Причем, по странному стечению обстоятельств, среди первых, как обычно, богатая Западная и Северная Европа, а среди вторых, тоже стандартно, оказываются страны вроде Эстонии, Латвии и Литвы.
Прибалтике в очередной раз ненароком дают понять, что она в «Единой Европе» — даже не второй, а третий-четвертый сорт.
Обиднее всего, что именно ненароком. Брюссельские чиновники никого не хотели обидеть. Они просто в свалившейся на них авральной ситуации в очередной раз забыли про восточную периферию, поскольку целиком сосредоточились на удовлетворении потребностей богатых стран «Старой Европы», на процветание которых и направлена работа институтов ЕС.
Получается так же показательно, как со скандалами трехлетней давности, когда обнаружилось, что крупнейшие производители продовольствия продают в Восточную Европу продукты значительно более низкого качества, чем товары тех же брендов, поставляемые для немцев или французов.
Это не от желания унизить литовцев с румынами, просто так работает система. Есть Европа премиум-класса и есть «эконом».
Литве, Латвии и Эстонии за 30 лет «европейского выбора» так и не удалось попасть в элиту ЕС, и все, что им остается теперь, это робко напоминать, что они тоже существуют, у них тоже пандемия, и Брюссель им тоже мог бы активнее давать вакцины.
«Важно подумать о повышении эффективности наших совместных усилий по вакцинации и о дальнейшем укреплении солидарности между государствами-членами путем введения механизма перераспределения», — пишут министры здравоохранения Эстонии, Латвии и Литвы. Получается как у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино»: «у тебя как милостыни просят то, что ты давать обязан». Потому что Еврокомиссия действительно обязана равномерно распределять вакцины между странами — членами ЕС.
Однако для того, чтобы качать права и требовать от Брюсселя делать свою работу, нужно быть хотя бы Польшей. Прибалтике остается лишь говорить красивые слова про «солидарность» и предлагать вслед за механизмом распределения создать в Брюсселе механизм перераспределения.
Спрашивается, почему Литва, Латвия и Эстония не могут просто купить необходимые им вакцины? Короткий ответ: потому что у них нет денег. Развернутый ответ: потому же, почему они не могут самостоятельно гарантировать свою военную безопасность, удовлетворять свои потребности в энергетике и строить объекты стратегической инфраструктуры.
Страны Балтии попросту несостоятельны и без внешней помощи не выживают.
В этом они ничем не отличаются от большинства постсоветских республик. Вся разница в том, что остальные только стремятся в ЕС, а Литва, Латвия и Эстония уже вступили.
И теперь стоят перед ЕС с протянутой рукой.