Постсоветские страны осыпаются без поддержки России и Запада
Александр Носович
В республиках бывшего СССР одновременно разворачиваются кризисные явления. В Грузии и Армении политический кризис уже в разгаре, к такому же кризису ведет конституционное противостояние в Молдове, наконец, страны по периметру от Прибалтики до Закавказья переживают кризис из-за неспособности в срок провести массовую вакцинацию от коронавируса. Все эти кризисы во многом связаны с тем, что ни Запад, ни Россия не помогают «новым независимым государствам», а сами они справляться со своими проблемами не в состоянии.
В Армении уже неделю длится политический кризис, вызванный конфликтом между военными и премьер-министром страны Николом Пашиняном. Впрочем, это скорее не кризис, а его обострение. Сам кризис в Армении продолжается как минимум с поражения в Карабахской войне с Азербайджаном осенью прошлого года. В еще более широком смысле кризис там длится с «бархатной революции» 2018 года, в результате которой к власти пришел оппозиционер Пашинян, а никаких перемен к лучшему в республике не наступило.
Сегодняшняя ситуация в Армении — политический тупик. Пашиняна ненавидят, но и ставший оппозицией «карабахский клан», который он сверг, ненавидят не меньше. На митинги противоборствующих сил люди приходят в зависимости от того, кого они ненавидят меньше. Проигравшая войну армия выясняет отношения с проигравшим войну премьером. Привлекательного образа будущего и внятной стратегии по выводу Армении из тупика нет ни у кого.
Примечательно, что практически та же тупиковая ситуация одновременно с Арменией разворачивается в соседней Грузии.
Там политический кризис начался с ареста лидера оппозиционной партии Ники Мелия, которому заменили условный срок на реальный. В ответ оппозиция вывела людей на улицы и потребовала досрочных парламентских выборов. И в Тбилиси, и в Ереване возле правительственных зданий разбивают палаточные городки.
При этом в Тбилиси, как и в Ереване, выбор между властью и оппозицией — это выбор между хреном и редькой. Правящая с 2012 года «Грузинская мечта» никакого энтузиазма у избирателей давно не вызывает. Однако перспектива возвращения к «образцовым» временам Михаила Саакашвили, когда у Грузии якобы «получилось» и в тюрьме сидел каждый десятый житель страны, вовсе повергает население в ужас.
Поэтому борьба за власть между «Грузинской мечтой» и «Единым национальным движением» (ЕНД) проходит при отсутствии реальной массовой поддержки тех и других.
Тем более что альтернативы эти двое друг другу не представляют. «Мечта» — партия антироссийская и прозападная, и ЕНД — движение антироссийское и прозападное. Одни Грузию «ведут в Европу», и другие вели и обещают дальше вести, при том что по факту Грузия никуда не идет, и всем давно понятно, что в Евросоюзе ее не ждут.
Тем более всем понятно, что ни власть, ни оппозиция не решат стратегических проблем Грузии и не создадут в стране будущее. От перемены мест слагаемых сумма не поменяется. И это то, что роднит грузинскую ситуацию с армянской, а армянскую, к примеру, с молдавской. В Молдове тоже в разгаре борьба за власть, и там для страны тоже по большому счету не имеет значения, получит президент Майя Санду полномочия или нет.
Потому что ни у нового президента Майи Санду, ни у прежнего президента Игоря Додона нет ответа на вопрос, как сохранить в республике железнодорожное сообщение в таких условиях, когда «Молдавская железная дорога» — фактический банкрот. Единственный ответ, который есть у обоих, — попросить внешний займ. У России (Додон) или Евросоюза (Санду). А если ни Россия, ни Евросоюз не дадут? У Китая? А если Китай не даст? У МВФ? А если не даст МВФ?
Ключевая проблема большинства постсоветских республик — именно в этом.
Они всю недолгую историю вытягивали свою государственность на внешних подпорках, а сейчас во всем мире кризис, большие игроки заняты собственными проблемами, для помощи хронически слабым и отстающим «промежуточным странам» не хватает ни сил, ни времени, и последним приходится справляться своими силами, чего они отродясь не умели.
От этого и кризисы по всему периметру двойной периферии России и Запада. Политическая нестабильность — лишь частное проявление этих кризисов. Она — следствие стратегической несостоятельности, которая проявляется и там, где во внутренней политике тишина и спокойствие.
Пример — страны Прибалтики, в которых пока нет политических беспорядков, однако социально-экономическая ситуация накалена до предела. Причина — провал борьбы с пандемией коронавируса. Спустя год после начала эпидемии страны Балтии вводят новые ограничения вместо того, чтобы отменять старые. Карантин в них продлевается ежемесячно, по темпам распространения инфекции Эстония недавно вышла на первое место в Европе, а Литва в прошлом году была первой в мире.
Можно возразить, что такие же проблемы испытывают страны Западной Европы. Однако те при решении проблемы массовой вакцинации рассчитывают на себя, для Литвы же, Латвии и Эстонии вопрос о том, что они сами обеспечат себя вакцинами от COVID-19, в принципе не стоит.
Вся надежда на помощь Евросоюза, а тот Прибалтике помогать не торопится.
Европейские страны спешат спасти в первую очередь себя, институты ЕС в этой ситуации отключаются и о поддержке вечных реципиентов европейской помощи попросту забывают. В результате страны Балтии стоят перед Брюсселем с протянутой рукой и уныло гадают, когда они наконец смогут вернуться к нормальной жизни, если поставки вакцин им все сокращают, самим их закупать денег нет, а когда будет привито достаточное количество населения, непонятно.
На прибалтийском фоне европейская интеграция как сияющая путеводная звезда меркнет и для других постсоветских республик. Допустим, войдут Грузия и Молдова в Евросоюз, и что? Он обеспечит им массовую вакцинацию от коронавируса? Прибалтике не обеспечивает.
Спасет «Молдавскую железную дорогу»? Латвия — член ЕС — распродает свою железную дорогу на металлолом…
«Новые независимые государства» на постсоветском пространстве сейчас волей-неволей вынуждены будут доказывать свою состоятельность.
И их традиционный прием — примыкание к более сильному — в новых условиях не поможет. Можно по старинке рваться в Евросоюз, но он не помогает и своим полноправным членам. Можно дальше кричать об «имперском реваншизме» России, но и ей эти страны не очень-то нужны. Доказательством тому — отказ Москвы от вовлечения во внутренний кризис в союзной ей Армении.
С Советским Союзом сыграло злую шутку считавшееся чистой формальностью положение о праве выхода союзных республик из состава СССР.
Спустя 30 лет после распада СССР с постсоветскими республиками может сыграть злую шутку также считающийся многими чистой формальностью их статус суверенных и независимых государств.
Ах да, вы же у нас суверенные и независимые! Ну и выживайте сами как знаете.