Главврач санатория «Беларусь»: Науседа не слышит литовцев, а Лукашенко услышал
Алексей Ильяшевич
На проблему санатория «Беларусь» в литовском городе Друскнинкае, который оказался под санкциями, обратил внимание президент Беларуси Александр Лукашенко. В ходе своего выступления на VI Всебелорусском народном собрании он призвал правительство немедленно заняться решением этого вопроса. Президент Литвы Гитанас Науседа тем временем предпочитает игнорировать обращения своих соотечественников — сотрудников предприятия. Об этом аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал главный врач санатория «Беларусь» Илья Епифанов.
— Г-н Епифанов, хотелось бы начать с самого животрепещущего вопроса — финансового. Санаторий «Беларусь» функционирует в условиях санкционного давления уже больше двух месяцев. Насколько я помню, его счета были частично разблокированы, чтобы сотрудники могли получить заработную плату за декабрь 2020 года. А как быть с январскими и февральскими выплатами?
— Выплаты февральской зарплаты у нас начинаются 4 марта. За январь, конечно, сотрудники уже должны были получить свои деньги, но из-за санкций это не представляется возможным.
Мы написали кучу писем в различные инстанции: в Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, непосредственно в Swedbank. Но пока что наши обращения остаются без ответа.
Приходится писать повторно и задавать представителям перечисленных ведомств конкретный вопрос: почему вы молчите? Почему не идете на диалог? Почему такое происходит в правовом государстве?
Думаю, им просто нечего сказать. Остается только одно — игнорировать нас.
— Помню, когда санаторий «Беларусь» попал под санкции, отдельные литовские товарищи писали: а при чем здесь Литва? Это ведь решение шведского банка. Формально власти республики не имеют к нему отношения. Вы для себя ответили на вопрос, причастен ли официальный Вильнюс к блокировке счетов санатория?
— Я считаю, что причастен. Мы ведь обращались в другие банки, интересовались возможностью открыть в них счета. Это SEB Bankas, Medicinos Bankas и прочие. Все они нам отказали, ссылаясь на необходимость получить разъяснения в соответствующих руководящих структурах Литовской Республики по нашей ситуации. Непонятной ситуации.
— А в чем, на Ваш взгляд, заключаются «непонятки»?
— Хочу уяснить один принципиально важный момент, который постоянно переворачивают с ног на голову. Санкции Евросоюза были введены против Главного хозяйственного Управления делами президента Республики Беларусь. Санаторий «Беларусь» никогда не принадлежал, не принадлежит и не будет принадлежать этому ведомству.
Мы не имеем к нему никакого отношения. Поэтому санкции ЕС не должны распространяться на нас.
В настоящее время мы подали иск против Swedbank — будем добиваться отмены этого противоправного, на наш взгляд, решения в судебном порядке. Ждем, когда завершатся все бюрократические процедуры и начнется рассмотрение дела по существу.
— Я тоже обратил внимание на этот момент: санаторий принадлежит Управлению делами президента, а санкции ввели против отдельной структуры в составе этого Управления. Видимо, кто-то в Литве просто увидел знакомое словосочетание и не стал вдаваться в подробности…
— Знаете, если читать английский вариант санкционного списка ЕС, то там используется предлог of (The Main Economic Office of the Administrative Affairs Office of the President of the Republic of Belarus). Его можно перевести как «при». То есть речь идет о Главном хозяйственном управлении, которое функционирует при Управлении делами президента. Но при переводе предлог почему-то потерялся.
У человека непосвященного может сложиться впечатление, что все это одно и то же. На самом деле Управление делами президента Республики Беларусь является обширнейшей структурой, которая включает в себя десятки хозяйствующих субъектов. В том числе и санаторий «Беларусь».
У нас уже есть официальные документы, которые разъясняют эту ситуацию и доказывают, что Swedbank принял неправомерное решение.
Мы их перевели на литовский язык и разослали по всем инстанциям. Но нас все равно никто не хочет слушать.
— Тему санатория Лукашенко поднимал в ходе своего выступления на Всебелорусском народном собрании, причем он был настроен очень серьезно. Цитата: «Я попрошу правительство немедленно вернуться к этой проблеме и решить ее, приняв соответствующее решение. Или вносите на рассмотрение президента». Кто-то из белорусских чиновников с Вами связывался?
— Разумеется. Эта ситуация очень глубоко изучена в Управлении делами президента Беларуси, правительство уделяет ей большое внимание. В Минске, конечно, будут приниматься решения по поводу санатория. И я надеюсь, что они помогут преодолеть этот кризис.
Хочу сделать небольшую ремарку: 20 января коллектив санатория подготовил петицию в адрес президента Литвы, премьер-министра, председателя Сейма парламентских комиссий. 371 сотрудник подписался под этим документом.
С тех пор (интервью записывалось 24 февраля — прим. RuBaltic.Ru) мы получили отписку только от президента. Подчеркиваю, это отписка! В ней нет никакой конкретики, нет ответов на поставленные вопросы.
То есть Науседа не слышит своих людей, граждан Литовской Республики.
А президент соседней страны их услышал, хотя к нему напрямую мы не обращались.
— Это, кстати, показательно, что сотрудников санатория Лукашенко назвал «нашими людьми». Хотя абсолютное большинство из них литовцы, не так ли?
— Наш участок земли — 5 гектаров — отдан на 99 лет в аренду Республике Беларусь. Ей принадлежат здания и сооружения, которые находятся на этой территории. В общей сложности — почти 22 тысячи квадратных метров. Это белорусская государственная собственность. Но в то же время санаторий является субъектом хозяйствования Литовской Республики, подчиняется ее законам, работает в ее юрисдикции.
Все наши сотрудники — либо граждане Литвы, либо белорусы (их очень мало), которые имеют все необходимые документы для легального трудоустройства на территории прибалтийской республики.
Вообще, я не приветствую деление по национальностям. Какая разница, кто белорус, а кто литовец?
— Отношение президента и правительства к сотрудникам санатория «Беларусь» понятно. Но при этом, насколько я знаю, вас активно поддерживает местная власть? Тот же мэр Друскнинкая Ричардас Малинаускас.
— С мэром у нас одна общая цель — развитие и процветание Друскининкая, улучшение благосостояния его жителей. И нам очень больно, что «наверху» принимаются решения с целью загубить этот прекрасный край.
В литовской прессе задавались вопросом: какое предприятие нужно закрыть в Вильнюсе, чтобы это было равносильно закрытию санатория «Беларусь» в Друскининкае? Я вам отвечу — это предприятие должно насчитывать порядка 12 тысяч работников!
Однажды у меня были литовские корреспонденты. Я им об этом рассказал и попросил назвать хотя бы одно предприятие в Вильнюсе, где работают 12 тысяч человек. Они не смогли.
И мэр, и все правление очень переживают. Они понимают, что нужно спасать санаторий и, как следствие, сам город.
Потому что мы — градообразующее предприятие. Все налоги мы платим в Литве.
И отчасти благодаря санаторию «Беларусь» Друскининкай в последние годы преображается, меняется в лучшую сторону.