Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис совершил свой первый официальный визит в Киев. На брифинге после встречи с главой украинского МИД Дмитрием Кулебой он сделал сразу несколько резонансных заявлений. В частности, лидер литовских консерваторов пристыдил своего визави за импорт белорусского электричества, пообещал ему поделиться остатками вакцины от коронавируса и заявил, что факты нарушений прав человека в Крыму нуждаются в доказательствах.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже рассказывал о проблеме закупок Украиной белорусского электричества. Дело в том, что изначально Киев обещал поддержать литовский бойкот Островецкой АЭС.
Исполняющая обязанности министра энергетики Украины Ольга Буславец уверяла, что в 2021 году ее страна не собирается торговать электричеством с Беларусью. А потом Национальная комиссия по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРКЭУ) сняла ограничения на импорт электроэнергии, чем поспешили воспользоваться украинские компании.
Представители Литвы поначалу не выносили сор из избы. Свое возмущение они высказывали исключительно в приватных беседах, о содержании которых широкой публике рассказали бывший глава СБУ Валентин Наливайченко и депутат Верховной рады от партии «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко.
Теперь же Литва открыто предъявила претензии Украине.
«Я высказал обеспокоенность моей страны тем, что белорусская электроэнергия попадает на украинский рынок. Коммерческие потоки, которые достигают Украины, могут помочь дальнейшему развитию опасной АЭС в Островце», — сказал Ландсбергис.
Что бы ответил на это министр независимой страны? Он бы мог сказать, что примет к сведению обеспокоенность Литвы, изучит ее аргументы и примет решение о закупках белорусского электричества, руководствуясь национальными интересами Украины.
А что ответил Кулеба? «Мы не хотим наносить ущерб энергетической и экологической безопасности Литвы. Но чтобы достичь этого результата, нам надо отрезаться от советской, белорусской электросети. (…) Мы хотим сделать это до конца 2023 года. После этого любые перетекания энергии из Беларуси будут невозможны».
Казалось бы, Украине совсем не обязательно ждать синхронизации своих электросетей с Западной Европой, чтобы перекрыть поток энергии из Беларуси.
В прошлом году правительство Шмыгаля даже ввело мораторий на импорт электричества из России и Беларуси до конца эпидемии коронавируса.
Потом за дело взялся «Генерал Мороз». Из-за сильных холодов Незалежная не только возобновила импорт, но и запрашивала у Минска аварийную помощь для обеспечения устойчивой работы энергосистемы страны.
Иными словами, Украина нуждалась в поставках белорусского электричества (в ограниченном объеме). Это не пережиток советского прошлого — это ее объективные потребности.
Но Кулеба в лучших традициях украинской дипломатии начал угождать своему литовскому товарищу: дескать, вы нас простите, через пару лет торговля электроэнергией с Беларусью станет невозможна.
На этой встрече не могло не прозвучать слово «санкции». Судя по всему, первым его произнес Кулеба. Он посетовал на то, что Евросоюз вводит персональные ограничения против людей, которые причастны к уголовному преследованию российского оппозиционера Алексея Навального, но не замечает тех, кто «нарушает права человека» на «оккупированных» территориях Украины.
Ландсбергис в ответ предложил свои услуги: «Литва могла бы предложить поддержку возможных санкций Евросоюза, как только Украина будет готова делиться доказательствами, списками людей, которые злоупотребляли правами человека в оккупированном в данный момент Крыму и на восточных территориях Украины».
Вроде бы все логично, смущает только слово «доказательства».
Раньше литовские политики никогда не требовали никаких подтверждений того, что Россия преследует крымских татар, заставляет жителей Донбасса получать паспорта граждан РФ и так далее. Достаточно было «честного» слова Петра Алексеевича Порошенко или кого-то из его команды.
Почему же теперь нужно что-то доказывать?
Неужели литовский министр захотел поиграть в беспристрастного судью, которому Киев будет доказывать необходимость введения санкций против граждан России?
Наконец, стороны обсудили тему борьбы с пандемией коронавируса. И здесь Ландсбергис тоже не упустил возможности продемонстрировать превосходство своей страны: «Я понимаю озабоченность и украинского правительства в связи с тем, что в страну поступает недостаточное количество вакцин, поэтому я предложил помощь Украине, как только у Литвы будет возможность и она будет готова делиться вакцинами».
Пока министр иностранных дел говорит о планах поделиться вакциной, министр здравоохранения признает, что планы вакцинации в самой прибалтийской республике срываются. Заявление Ландсбергиса становится еще более нелепым, если посмотреть на карту.
Литва, которая делится вакцинами с Украиной, будет похожа на моську, которая по доброте душевной подкармливает слона.
Впрочем, логику Ландсбергиса можно понять. Как раз во время его поездки в Киев генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебрейесус призвал страны с высокими доходами на душу населения выделить часть имеющихся у них вакцин от коронавируса небогатым государствам.
Израиль, например, обещает так и сделать: по инициативе Биньямина Нетаньяху символические партии препаратов (по 5 тысяч доз) будут переданы Палестине, Кипру и Гондурасу.
Вот и Ландсбергис не хочет отставать.
Бедная Литва поможет нищей Украине!
Во времена Порошенко и Грибаускайте отношения между этими странами были примерно такими же. Литва позиционировала себя и главным адвокатом Украины в ЕС, и ее «поводырем» на пути к евроинтеграции. Оно и понятно: страна победившего Майдана только встала на тот путь, который Прибалтийские республики успешно завершили еще в 2004 году. Литовские власти учили жизни своих украинских коллег, передавали им старую военную технику, проводили параллели между Донбассом и событиями 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни.
Ландсбергис тоже демонстрирует менторское отношение к Кулебе.
На этом примере отчетливо видна глубина падения Украины — некогда космической и ядерной державы, которую сравнивали по уровню промышленного потенциала с Францией.
Теперь она вынуждена оправдываться перед крохотной Литвой за импорт белорусского электричества.