Латвия, на радость американцам, посадила «последнего олигарха»
Алексей Ильяшевич
Рижский окружной суд приговорил к пяти годам тюремного заключения одного из богатейших людей страны, мэра Вентспилса Айварса Лембергса. Вероятно, теперь стоит насторожиться бывшему «русскому мэру Риги» Нилу Ушакову, который сбежал от уголовного преследования в Брюссель. Для украинских олигархов это тоже поучительная история: она наглядно демонстрирует, что американцам на подмандатных территориях не нужны местные «царьки».
Первое уголовное дело против Лембергса было заведено в далеком 2005 году. С тех пор правоохранительные органы Латвии не оставляют попыток упечь предпринимателя за решетку, выдвигая ему все новые и новые обвинения.
По версии следствия, мэр Вентспилса брал и давал взятки в особо крупных размерах, «отмывал» полученные незаконным способом средства, проводил фиктивные сделки, занимался вымогательством и так далее. В общем, полный «джентльменский набор».
Лембергс научился жить в режиме перманентной борьбы. Суд полностью оправдал его по так называемому «делу Гринбергса» и обязал государство выплатить обвиняемому 7 257 евро в качестве компенсации за нанесенный моральный ущерб.
В рамках другого уголовного процесса Лембергса арестовали, но через четыре месяца он добился изменения меры пресечения. Арестованными объектами его имущества управлял швейцарский адвокат Рудольф Мерони, который по решению суда лишился этой привилегии в 2019 году. Это тоже была маленькая победа мэра Вентспилса.
С другой стороны, политическая конъюнктура для него складывалась не лучшим образом.
Правительство Латвии после предыдущих парламентских выборов возглавил Кришьянис Кариньш — именно он в бытность министром экономики выступал в роли «застрельщика» первого уголовного дела против Лембергса. В министерстве иностранных дел прочно «окопался» его личный враг Эдгар Ринкевич.
Председатель Вентспилсской городской думы уверен, что жесткая антироссийская позиция МИД мешает развитию отечественных портов. В свое время Лембергс хотел растрепать на всю Латвию про нетрадиционную сексуальную ориентацию министра, чем вынудил Ринкевича сделать это самому.
«В Латвии ситуация с транзитом была бы лучше, если бы министр иностранных дел не вводил санкции против певцов, — утверждал Лембергс. — Вот ему не нравится какая-то певица, а может, она ему не отдалась, и он вводит санкции! Придурок!»
Личный конфликт двух политиков обострился в конце 2019 года, когда американский Минфин ввел санкции против мэра Вентспилса и связанных с ним компаний. В их числе оказался Вентспилсский порт. Чтобы вывести из-под удара стратегический важный объект, Сейм Латвии исключил из состава его правления представителей муниципальной власти. Лембергс предположил, что именно Ринкевич «настучал» на него в «вашингтонский обком».
Как бы то ни было, «последний олигарх Латвии» получил «черную метку» от американцев. И в этом контексте его тюремное заключение выглядит вполне закономерно.
Общаясь с журналистами, Лембергс провел параллель между своим положением и происходящим в России: «Это сценарий Навального, только в Латвии. Поздравляю правовое и демократическое государство Латвию с тем, что ко мне применена мера пресечения — арест».
Сравнение явно не самое корректное, поскольку Навальный никогда не был во власти и не оказывал заметного влияния на политику государства. В отличие от Лембергса, который возглавил Вентспилсский горисполком Совета народных депутатов еще в 1988 году. А еще в его «послужном списке» — двадцать пять лет на посту председателя правления Вентспилсского порта.
Лембергса называли серым кардиналом Союза «зеленых» крестьян (СЗК). От этой партии он даже выдвигался на должность премьер-министра в 2006 году. Он располагал главным ресурсом, который необходим любой политической силе: деньгами.
Но полноценной частью латышской элиты, если ее можно назвать элитой, Лембергс так и не стал. Потому что сохранил самостоятельность, прагматизм и критическое мышление.
Разве может порядочный латвийский политик не поддерживать санкции против России, выступать против строительства железной дороги Rail Baltica и с ностальгией вспоминать о советской промышленности? Может ли он сказать такое?
«Мы просто плацдарм для НАТО, именно так надо рассматривать размещение здесь американских войск. Конечно, это вызовет противодействие со стороны России. Сами подумайте, где Россия и Латвия — и где Америка. Мы становимся прифронтовой зоной, и это плохо. Мне не очень хотелось бы, чтобы мои дети жили в такой зоне, надо как-то отъехать подальше».
«Те, кто вводит санкции против России, по-моему, не понимают русского человека. Это не Западная Европа; в том смысле, что если не будет пряника, то изменится мнение. Россияне — гордый народ, нехватку помидоров они переживут».
«Что касается НАТО, то формально мы в этой организации, но целиком нас туда пока не приняли. Потому что военно-промышленный комплекс — это бизнес, это и есть НАТО. Латвия в таком комплексе не участвует. Когда была Латвийская ССР, то 7% валового продукта занимал военно-промышленный комплекс: Alfa, VEF и другие заводы во многом работали именно на этот продукт. Сейчас такого нет».
Пользователи социальных сетей задаются вопросом: можно ли назвать приговор Лембергсу политическим преследованием? Или суд вынес справедливое решение? Рискнем предположить, что одно другому не мешает. Человека, который десятилетиями управляет портовым городом, наверняка можно уличить в нарушении закона. Но если бы он был проамериканской серой мышкой и салютовал натовским солдатам в Вентспилсе, то его бы никто не трогал.
Самостоятельные фигуры в Прибалтике не нужны ни Вашингтону, ни аффилированному с ним истеблишменту на местах.
Нужны такие, как премьер-министр Кришьянис Кариньш, которые будут радоваться американским санкциям против латвийского порта.
После приговора Лембергсу стоит насторожиться бывшему «русскому мэру Риги» Нилу Ушакову, который бросил свою партию и сбежал от уголовного преследования в Брюссель. Латвийские власти обязательно попытаются его экстрадировать и «умножить на ноль», как выражался покойный харьковский градоначальник Геннадий Кернес.
Кстати, об Украине. Для здешних олигархов это тоже поучительная история. Евроинтеграция стала сознательным выбором крупного украинского капитала, который, кстати, был сделан задолго до «Майдана» (как известно, основной объем «домашней работы» для получения безвиза Киев выполнил именно во времена «пророссийского» Януковича).
Но украинские олигархи почему-то не подумали, что они не впишутся в новую систему.
А зачем в условиях тотального внешнего управления нужны местные «царьки»? Их историческая функция выполнена. Не верите — спросите у Дмитрия Фирташа, которого уже много лет пытаются экстрадировать Соединенные Штаты, или у Игоря Коломойского, под которого тоже активно копают американцы.
Остальные ждут своей очереди...