Власти Литвы провалят эвакуацию Вильнюса в случае взрыва на БелАЭС
Алексей Ильяшевич
Нужно ли эвакуировать население Вильнюса в случае серьезной аварии на Белорусской атомной электростанции (БелАЭС)? Власти Литвы ломают голову над этим вопросом, своими выводами обещает поделиться Министерство внутренних дел. С большой долей вероятности планы эвакуации столицы будут признаны нецелесообразными — такая операция Литве просто не под силу.
Идея эвакуации литовской столицы в контексте борьбы с БелАЭС обсуждается уже давно. В 2016 году глава избирательного штаба партии «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ) Дайнюс Крейвис заявил, что руководству страны нужно срочно разработать соответствующий план.
«За прошедшее полугодие на Белорусской АЭС в Островце, которая находится в 50 километрах от Вильнюса, произошло три серьезных инцидента. В случае взрыва на АЭС весь Вильнюс пришлось бы эвакуировать, хотя как это делать, сегодня никто не знает. Нынешние правящие говорят, что строительство АЭС нужно контролировать. Но как? Когда упал корпус реактора, ни у кого не было возможности проверить, не будет ли он поставлен обратно. Еще нужно иметь в виду рабочую культуру белорусов, технологии, факт, что электростанцию строит российское предприятие "Росатом"», — сокрушался Крейвис.
Если строит «Росатом», то АЭС рано или поздно обязательно рванет. И Литва к такому сценарию реально не готова. На это обращала внимание и бывший спикер Сейма Лорета Граужинене: «Гражданские средства по обеспечению этой безопасности должны быть разработаны: и планы, и меры, и все прочее. Сегодня мы абсолютно не подготовлены. Даже не представляю себе, если бы потребовалось в настоящее время эвакуировать Вильнюс, как это может быть сделано».
С тех пор ясности больше не стало: полноценный план эвакуации литовской столицы так и не был разработан.
Из-за этого негодовал экс-директор Вильнюсской городской администрации Повилас Подярскис, который хотел провести учения в сентябре 2019 года. Часть местных жителей должна была прибыть на пункты санобработки и переправиться в Укмерге.
Но правительство не оценило энтузиазм местных властей.
«Они, кажется, пугают жителей города Вильнюса, сеют панику, хотя, по сути, нет даже теоретического основания это делать», — заявил по этому поводу тогдашний министр внутренних дел Литвы Эймутис Мисюнас. По его словам, в случае аварии жители будут эвакуироваться из 30-километровой зоны вокруг станции, а столица прибалтийской республики находится от БелАЭС значительно дальше. Для нее предусмотрен другой комплекс мер.
Сентябрьские учения в итоге не состоялись — Вильнюс «отрепетировал» аварию на БелАЭС в октябре, одновременно с остальными городами. При этом в учениях по эвакуации приняли участие всего 50 школьников-волонтеров. Масштабы, мягко говоря, не впечатляют.
Что будет, если вместо пятидесяти человек из Вильнюса придется эвакуировать сотни тысяч? Ответ очевиден: власти Литвы не справятся с этой задачей.
Они открыто признавали, что не знают, как действовать в подобной ситуации. То есть в случае катастрофы на БелАЭС, о которой постоянно твердят Витаутас Ландсбергис и его свита, в столице начнется хаос и бесконтрольный отток местного населения подальше от границы с Беларусью. Это чревато огромными жертвами (паника в данном случае страшнее радиации), а литовская власть провоцирует эту панику уже много лет.
Отношение литовских властей к планам эвакуации Вильнюса показывает, что они и сами не верят в «страшилки» об островецком «ядерном монстре».
Для галочки людям раздают таблетки йода и проводят показательные учения. Но на практике у Литвы нет желания всерьез готовиться к техногенной катастрофе.
Поэтому когда Вильнюсская городская администрация захотела отработать эвакуацию, МВД выступило категорически против этих планов. Литовские СМИ писали, что Министерство обороны тоже возражало. Оно и понятно: именно армия и правоохранительные органы должны играть ключевую роль в этой операции. И кто, как не министр внутренних дел, осознает степень неготовности своих подчиненных к такому развитию событий?
Вопрос целесообразности эвакуации Вильнюса снова поднимают в МВД. И велика вероятность, что сменившиеся руководители ведомства согласятся с позицией, которую озвучивал Эймутис Мисюнас: нет смысла прорабатывать столь радикальные меры, поскольку Вильнюс находится от БелАЭС на приличном расстоянии.
Но тогда рушится теория заговора, согласно которой Путин и Лукашенко расположили станцию в Островецком районе, чтобы угрожать литовской столице.
Что это за угроза, если власти республики не рассматривают план эвакуации города?
В противном случае может произойти неприятная история: МВД и Минобороны наглядно продемонстрируют неспособность организовать и проконтролировать процесс эвакуации.
В Литве такие казусы уже были. Аналитический портал RuBaltic.Ru писал о том, как в 2017 году прибалтийская республика отражала атаку воображаемых диверсантов из недружественного государства под названием Удия.
Особенность учений заключалась в том, что рядовые сотрудники МВД и Службы охраны границы о них ничего не знали (осведомлено было только руководство). «Мы хотели в реальных условиях посмотреть, как на такую экстремальную ситуацию будут реагировать литовские ведомства», — рассказывал уже знакомый нам Мисюнас.
Посмотрели — прослезились. «Диверсанты» без проблем заняли пограничный пост и полицейский комиссариат, более десяти правоохранителей были «убиты».
Взаимодействие между ведомствами в кризисной ситуации оставляло желать лучшего, инспекторы не были готовы к вторжению и неверно оценили ситуацию. В общем, провал по всем фронтам — Удия смело может захватывать Литву!
Стоит ли удивляться, что Мисюнас после этой истории не хотел заниматься полноценной эвакуацией Вильнюса? Результат известен заранее: с воображаемой радиацией полиция справится не лучше, чем с воображаемыми диверсантами.
Не будем также забывать, что до Мисюнаса пост министра внутренних дел Литвы занимал Саулюс Сквернялис, который вынужден был уйти в отставку после громкого скандала, когда 24-летний наркоман, закованный в наручники, умудрился стащить у полицейских автомат Калашникова и скрыться в неизвестном направлении. Беглеца нашли и обезвредили только через несколько часов.
К счастью, никто не пострадал. Кроме Сквернялиса — он взял на себя политическую ответственность за этот казус.
Ситуация с эпидемией коронавируса в Литве тоже является наглядным показателем того, как здешние власти преодолевают экстремальные ситуации.
В декабре прошлого года прибалтийская республика вышла на первое место в мире по заболеваемости COVID-19, по версии New York Times.
На этом факте можно заканчивать разговоры об эвакуации Вильнюса.