Западные СМИ и политики заявляют о крупнейшем кризисе Европейского союза в его истории. Вызов пандемии COVID-19 абсолютно провален «Единой Европой»: эффективной стратегией выживания для европейских стран становятся самостоятельные действия в обход институтов ЕС. Провал Евросоюза настолько очевиден, что его признает либеральный мейнстрим, объясняя слова главы российского МИД Сергея Лаврова тем, что Москва готова к разрыву отношений с ЕС. Россия настолько окрепла, а Брюссель настолько ослаб, что дальше читать Москве мораль, вмешиваться во внутренние дела и вводить секторальные санкции ЕС не позволят.
«Ранее на этой неделе президента Комиссии ЕС Урсулу фон дер Ляйен вызвали в Европейский парламент, чтобы она объяснилась, и несколько раз просили ее уйти в отставку. Она призналась депутатам Европарламента, что ЕС допустил ошибки при закупке вакцин, заявив, что они «опоздали с утверждением» и «слишком оптимистичны» в отношении массового производства», — сообщает американский телеканал CNN об очередном санитарно-эпидемиологическом провале Евросоюза.
Вероятно, крупнейшее и наиболее влиятельное мейнстримное СМИ Западного мира заявляет о крупнейшем кризисе в истории Европейского союза и открыто сомневается в дееспособности брюссельской бюрократии и институтов ЕС.
Причина столь резкой оценки – провал кампании массовой вакцинации
К чему приведет этот социалистический метод, можно было сказать заранее. Правильно: хронический дефицит, вакцин на всех не хватает, коронавирус торжествует, страны ЕС вводят новые ограничения, покуда за его пределами их отменяют. И, конечно, грызутся между собой на тему: «кто у кого вакцины отжал». Так же, как весной грызлись из-за китайской гуманитарной помощи и «отжимали» друг у друга аппараты искусственной вентиляции легких.
Аналитический портал RuBaltic.Ru в те эпохальные месяцы сравнилпандемию COVID-19 в Европе с аварией на Чернобыльской атомной станции.
Прогнозировалось, что эти катастрофы будут идентичны по геополитическим последствиям: как Чернобыль реально запустил процесс распада СССР, так коронавирус реально запускает процесс развала ЕС.
В том случае двигателем распада служила ложь, когда советская власть скрывала от населения сперва факт катастрофы, а затем ее реальный масштаб. В этом случае двигателем послужило предательство, когда союзники по ЕС не только отказывались приходить на помощь друг другу, но и прямо запрещали передавать другим членам «европейской семьи» медицинские товары первой необходимости.
Аналогия между коронавирусом и Чернобылем породила неожиданно мощный медиа-резонанс. Некая американская контора в Варшаве, подвизающаяся на ниве борьбы с российскими присутствием в Беларуси, даже выделила ту статью как выдающийся пример «кремлевской лжи и дезинформации».
По этой логике образцом «кремлевской лжи и дезинформации» теперь нужно признать CNN, потому что главное американское либеральное СМИ описывает те самые процессы, которые год назад прогнозировал RuBaltic.Ru.
Провал борьбы с пандемией рушит веру в европейскую интеграцию
Наиболее эффективной стратегией выживания для стран-членов ЕС, как и весной, когда они воровали маски и закрывались друг от друга границами, становится выживание в одиночку. Теперь национальный эгоизм состоит в том, чтобы закупать вакцины самим, не дожидаясь поставок Брюсселя.
Венгрия уже запросила у России партию «Спутника – V», не дожидаясь, пока его одобрит Европейское лекарственное агентство. О том же говорит Чехия. Даже в Германии, стране – хранительнице европейской интеграции, системные политики допускают закупку российской вакцины в обход ЕС.
Особенной пощечиной «европейскому оптимизму» звучит тот факт, что в Великобритании вакцинация идет куда более успешно, чем в ЕС, и успех этот связан именно с тем, что Великобритания вышла из ЕС, и теперь может прививать своих граждан, не дожидаясь подачек Брюсселя.
Радикальные евроскептики, доказывающие, что ЕС тормозит развитие европейских стран, и Европа была великой, только когда не была единой, заполучили себе новый убедительный аргумент.
Еще унизительнее – удар по «мягкой силе» Европы, когда страны и народы, к которым европейцы веками относились как ко второму-третьему сорту, справляются с глобальным вызовом несравнимо лучше тех, на кого они должны смотреть снизу вверх.
Настоящий удар по светлому образу ЕС в глазах самого себя – ситуация с пандемией в России, где уже вернулись к очному обучению школы и вузы, играют свадьбы, дают спектакли, играют концерты, работают кинотеатры и рестораны, а для возвращения всего этого счастья в Европу становятся критичны поставки «Спутника – V».
Символический баланс между ЕС и Россией явно смещается в пользу России, и от этого столь резкие перемены в разговоре Брюсселя с Москвой. Глава дипломатии ЕС летит в Москву в привычном для европейцев стиле – как белый человек к папуасам, — и получает от российских журналистов «люлей» на пресс-конференции. Прямо во время визита Верховного представителя ЕС по иностранным делам Россия высылает из страны дипломатов Германии, Польши и Швеции.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявляет о готовности к разрыву отношений с ЕС, если тот введет против РФ новые секторальные санкции. Это заявление глава МИД сопроводил поговоркой «хочешь мира – готовься к войне».
Москва дает понять, что готова к большому международному кризису в отношениях с европейцами, потому что чувствует за собой превосходство и способность навязать новые правила игры.
Ясно дано понять, что по прежним правилам диалог России с ЕС больше вестись не будет. Нельзя одновременно готовить против России новые санкции и летать в Москву выпрашивать у России вакцину. Чтобы учить Россию свободе слова и правам человека, нужно для начала обеспечить неукоснительное соблюдение свободы слова и прав человека на своей территории. Как минимум в Прибалтике и подшефных странах «Восточного партнерства» ЕС.
Европа никогда и не имела права учить кого-то морали, смотреть на других свысока и разговаривать «через губу».
Теперь у нее на это нет не только права, но и сил.
Силы есть у России и, если ЕС все эти годы упорно отказывался от самой идеи равноправного диалога, то теперь не Европа с Россией, а Россия с Европой будет разговаривать с позиций силы.