Европейский парламент принял довольно откровенно жесткую резолюцию по поводу невыполнения Украиной условий Ассоциации с ЕС, а также Минских соглашений и рекомендаций Венецианской комиссии. Данный документ, который подготовил депутат от Германии Майкл Галер, поддержали примерно 75% депутатов Европарламента. В резолюции содержится немало критики в адрес Украины по различным аспектам.
В первую очередь европейцев беспокоит по-прежнему высокий уровень коррупции в Украине. И это несмотря на наличие (кроме прокуратуры и полиции) сразу четырех антикоррупционных структур, к которым вскоре добавится пятая. Однако все они практически бездействуют, основные коррупционеры (Петр Порошенко и его подельники) на свободе и прекрасно чувствуют себя, а олигархи продолжают наращивать свой капитал. Кстати, одну из этих «антикоррупционных» контор возглавляет официально признанный судом коррупционер, а вторую — «неприкасаемый» любовник американской послицы.
Европейские депутаты также подвергли критике лишение на местных выборах избирательного права полумиллиона жителей Донбасса, проживающих на подконтрольной Украине территории. Также Киеву указали на необходимость соблюдать права людей на неподконтрольных территориях и полутора миллионов временно-перемещенных лиц.
ЕП призвал Киев предоставить этим людям гражданские и политические права в полном объеме. Вместе с тем отмечено, что антироссийские санкции будут в силе до полного выполнения Минских соглашений.
Европарламент выразил сожаление, что запугивание и давление широко используются в политических целях, в связи с чем настоятельно призвал запретить деятельность экстремистских сайтов. В первую очередь сайта «Миротворец» (запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru).
Также депутаты предложили Украине соблюдать ее международные обязательства по уважению прав человека и национальных меньшинств и выполнять все рекомендации Венецианской комиссии по дискриминационным законам о государственном языке и об образовании.
Большое место в документе уделено вопросам свободы слова на Украине. В частности, ЕП обеспокоен намерением снабдить Нацсовет по вопросам теле— и радиовещания новыми огромными правами, которые могут привести к широкому государственному вмешательству в журналистскую деятельность и наступлению на свободу СМИ. Тем самым Европарламент выразил протест по поводу готовящегося репрессивного закона «О медиа».
Также депутаты призвали Киев «положить конец политическим преследованиям телеканалов, обеспечить защиту журналистов и оппонентов власти от преследований и запугивания».
Впрочем, как показал случай с закрытием трех оппозиционных каналов, никакие законы не могут помешать репрессиям президента Зеленского.
В первую очередь Киев будет выполнять резолюцию по так называемому антикоррупционному кейсу и реформированию судов, так как Европарламент хвалит НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) и Высший антикоррупционный суд, называя их чуть ли не лучшими и образцовыми. Но на чем базируется такая уверенность, непонятно, недоумевает аналитик KyivStratPro Алексей Бебель. Это мнение так называемых антикоррупционных организаций, именующих себя общественными, но реально получающих иностранные гранты и озвучивающих ровно то, что говорят в посольствах и международных фондах.
«Поэтому данный пункт найдет живой отклик у власти, которая, очевидно, понимает, что сохранение в неприкосновенности созданных по указке Запада структур есть беспрекословная константа. Точно так же, как и реформирование судебной системы, которое будет сведено к набору кадров, подходящих в первую очередь иностранным бенефициарам этого процесса и их карманным организациям в Украине. Ведь основное требование к этой реформе — широкое привлечение иностранных экспертов к отбору судей.
Те же пункты резолюции, которые не укладываются в повестку дня власти, будут проигнорированы либо путем замалчивания, либо отрицанием существования проблемы.
Тем более что примеров этому не счесть: например, люстрация, несмотря на выводы Венецианской комиссии и решение Европейского суда по правам человека, не только не отменена, но и продолжает применяться», — подчеркивает Бебель.
«Резолюция ЕП действительно содержит элементы робкой обеспокоенности некоторыми аспектами украинской действительности, но я бы не стал говорить, что она жесткая, — комментирует политтехнолог Василий Стоякин. — В противном случае она бы содержала перечень конкретных шагов, которые ЕС ждет от Украины, и с перечислением последствий, которые могут произойти в случае их невыполнения. Между тем ничего такого в резолюции нет».
Более того, вопиюще неправовые решения украинских властей, направленные на ликвидацию суверенности Конституционного суда и закрытие оппозиционных каналов, заставляют полагать, что независимость судов, демократия и свобода слова на Украине европейцев не интересуют.
А значит, и их претензии по этому поводу серьезно воспринимать не стоит, комментирует Стоякин.
Директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков также не видит ничего критично строгого для Киева в резолюции Европарламента; скорее, она объективная и взвешенная. Кроме того, политику Европы в отношении Украины определяют не в Европарламенте, а в Еврокомиссии и нескольких столицах Старого Света.
И эта политика исходит не из грехов Киева, которые всем известны, а из задачи сдерживания России и давления на Москву.
Эти основные задачи по-прежнему актуальны, так что украинские властители могут и дальше спать спокойно.
Скорее всего, в Офисе президента такую нелицеприятную критику просто проигнорируют по принципу «собаки лают, а караван идет». Тем более что вовсе не европейцы являются господами для украинской власти.
«Слуги американского народа» продолжат послушно исполнять все приказы, исходящие из посольства США.
Так что единственное возможное последствие резолюции Европарламента разве что в том, что теперь украинские «патриоты» не смогут истерично кричать: «Весь мир с нами!»