Политика Политика

Лукашенко показал будущее Беларуси

В Минске завершилось шестое Всебелорусское народное собрание. Этого действа ждали как сторонники, так и противники Александра Лукашенко. Сторонники говорили, что ВНС станет финальной точкой политического кризиса, а противники называли его нелегитимным сборищем. В любом случае, в рамках ВНС белорусский режим действительно дал ответы на вопросы, как он воспринимает события, происходившие в республике в последние месяцы, и как видит будущее страны в ближайшую пятилетку.

Консервативный формат

Как и ожидалось, Всебелорусское народное собрание прошло в традиционном максимально консервативном формате, напоминающем атмосферу партийных съездов времен СССР.

Несмотря на то, что ВНС позиционируется как институт прямой демократии, «народное вече», оно было проникнуто традиционным для белорусских официальных мероприятий духом административного дирижирования. Делегатов съезда, отобранных по непрозрачной процедуре, централизованно свозили во Дворец Республики на автобусах.

Повестка дня мероприятия, список выступающих, итоговая резолюция, состав президиума — все было определено и согласовано заранее, и делегатам оставалось лишь утвердить это формальным единодушным одобрением.

Все указывало на то, что никаких прорывов и неожиданностей от собрания ожидать не стоит, и его задача — в очередной раз подтвердить существующий статус-кво, как это делали и все предыдущие собрания.

Протесты в Беларуси — попытка мятежа, инспирированного внешними силами.

Оценка событий последних месяцев, озвученная белорусским президентом на собрании, была максимально жесткой и бескомпромиссной. Политический кризис явился попыткой мятежа, инспирированного извне. Белорусское общество монолитно, и оно выстояло. Пока выстояло, оговорился белорусский лидер.

Из этого следует, что режим мобилизации и закручивания гаек в обозримой перспективе сохранится, и ни об экономической, ни тем более о политической либерализации говорить не приходится.

Президент традиционно обвинил оппозицию в намерении распродать основные экономические активы Беларуси, причем в пользу исключительно западных компаний и корпораций. Кроме того, он обрушился на нелояльный бизнес, выступивший с поддержкой протестующих. Это значит, что государство намерено сохранить контроль над командными высотами в экономике и будет делать ставку исключительно на политически лояльный бизнес.

Таким образом, период относительной экономической и политической «оттепели», бывший до 9 августа 2020 года, сменился новой волной «заморозков», и на ВНС это было подтверждено вполне недвусмысленно.

Внешняя политика

Особый интерес представляет внешнеполитический блок выступлений, звучавших на ВНС.

С одной стороны, Александр Лукашенко подтвердил неизменность курса на многовекторность.

С другой — было вполне очевидно, что это уже совсем не та многовекторность, которая была до 9 августа, и западный вектор, который бурно рос и процветал до прошлогоднего кризиса, если не отвалился окончательно, то изрядно увял.

Антизападной риторики звучало много, и основной ее смысл сводился к обвинениям Запада в попытке осуществления политического переворота в Беларуси.

Зато в отношении России было сказано непривычно много лестных слов. Тема союзничества и интеграции с РФ была сквозной для многих выступлений. Более того, помимо общих фраз, прозвучали и вполне конкретные и весьма неожиданные вещи. Так, было заявлено о решении перенаправить потоки белорусских грузов с Прибалтийских стран, отметившихся активной поддержкой белорусской оппозиции, на российские порты. Россия давно и неоднократно намекала на желательность этого шага, однако обычно встречала глухое непонимание со стороны Минска.

Огорошил и министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, заявивший о желательности изъятия из белорусской Конституции нормы о стремлении к нейтральному статусу.

По словам Макея, традиционный нейтралитет в современном мире невозможен. От человека, считающегося архитектором концепции белорусской многовекторности и нейтралитета, слышать такое весьма непривычно.

Помимо России, в дружественном ключе была отмечена и роль Китая, однако белорусско-китайским отношениям на ВНС все же было уделено гораздо меньше внимания.

Впрочем, вряд ли стоит обольщаться по поводу стратегических перемен во внешнеполитическом курсе Беларуси.

Весьма вероятно, что нынешняя риторика — лишь ситуативная реакция Минска на текущую конъюнктуру, и здесь еще не оставили надежд на возобновление былой многовекторности и заигрываний с Западом.

Об этом говорит и сохранение во главе белорусского МИД Владимира Макея, чей внешнеполитический курс, казалось бы, потерпел очевидное фиаско. Кроме того, несмотря на всю дружественную риторику в адрес Москвы, белорусские политики продолжают открещиваться от углубления политической интеграции, настаивая на том, что нынешний, весьма эфемерный формат Союзного государства еще не исчерпал свой потенциал.

Конституционная реформа

Ожидалось, что в ходе ВНС будут озвучены параметры и сроки конституционной реформы. Что ж, действительно было подтверждено, что конституционная реформа состоится, однако торопиться с ней не будут. В течение этого года будут готовиться и обсуждаться проекты реформы, а референдум по конституционным изменениям пройдет уже в следующем году и, возможно, будет совмещен с выборами в местные советы депутатов (январь 2022 года).

Было также подтверждено, что Всебелорусское народное собрание получит конституционный статус, а его делегаты, возможно, будут избираться. В чем будут заключаться функции этого органа и какое место он займет в системе разделения властей, пока неясно. Неясно и то, станет ли эта реформа реальным шагом к трансферу власти и перераспределению полномочий или окажется сугубо декларативной.

Очевидно одно: правящий режим подтвердил свое намерение игнорировать белорусскую оппозицию и играть исключительно по собственному сценарию.

Со своей стороны, у оппозиции не остается иного выхода, кроме как уповать на поддержку внешних сил. То есть Запада.

Читайте также
12 февраля 2021
К открытию Всебелорусского народного собрания в Беларуси появилось требование признать бело-красно-белый флаг экстремистской символикой. Зачем белорусским властям понадобился официальный запрет «оппозиционного» флага?
5 января 2021
Минувший год в Беларуси ознаменовался самым масштабным с 1996 года политическим кризисом, который перекочевывает и в 2021 год. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, как могут развиваться дальнейшие события.
12 февраля 2021
Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил правительству республики разобраться с проблемами санатория «Беларусь» в Друскининкае.
11 февраля 2021
Более 70 процентов респондентов высказались за интеграцию Беларуси и России, заявил глава республики Александр Лукашенко, выступая на VI Всебелорусском народном собрании.