Латвия торжествует: у Беларуси отобрали чемпионат мира по хоккею
Алексей Ильяшевич
Международная федерация хоккея (IIHF) отобрала у Беларуси право проведения чемпионата мира 2021 года. Соответствующее заявление опубликовано на сайте организации. Новость об этом приветствует и белорусская оппозиция, и власти Латвии, которые должны были организовывать турнир совместно с Минском. Президент IIHF Рене Фазель до последнего надеялся, что хоккей останется вне политики, но на Западе возобладала другая точка зрения.
«Совет IIHF сегодня подтвердил, что решение о переносе чемпионата мира по хоккею 2021 года из Минска неизбежно из-за вопросов безопасности, которые находятся вне контроля организации. Решение было принято советом после внимательного и тщательного рассмотрения ситуации, — сообщается на сайте Международной федерации хоккея. — IIHF несет ответственность за всех участников чемпионата. И у совета IIHF есть возможность отозвать чемпионат мира по хоккею с шайбой из принимающей страны, если имеются основания для беспокойства по поводу безопасности игроков, официальных лиц, зрителей и СМИ».
Ключевое слово в этом пресс-релизе — безопасность. Буквально за день до его публикации стало известно, что в рейтинге безопасных стран мира Беларусь за год опустилась с 16 на 114 место. Удивительное совпадение, не так ли?
IIHF элементарно не может сказать правду: проведение чемпионата мира в Беларуси стало невозможным по политическим причинам.
Страна живет мирной жизнью. Некогда массовые акции протеста, которые захлестнули ее в августе-сентябре 2020 года, «сдулись» до уровня малочисленных воскресных шабашей. Самые твердолобые противники Лукашенко продолжают выходить на улицы, но уже не оказывают никакого влияния на происходящее в Беларуси. Так о каких проблемах с безопасностью говорит руководство IIHF?
С другой стороны, проблемы действительно могут возникнуть. По мнению многих экспертов, протесты в Беларуси активизируются весной, а чемпионат мира будет проходить в мае-июне. У оппозиции появляется широкое поле для провокаций, в которых она остро нуждается. Рене Фазель и компания наверняка держали это в голове, когда принимали окончательное решение.
Лукашенко как никто другой был заинтересован в том, чтобы чемпионат мира по хоккею прошел в Минске без эксцессов. Зато его противники вынашивали другие планы.
Если бы у Беларуси не отобрали право проведения финальных и полуфинальных матчей, возмущенные активисты при поддержке всего «цивилизованного» Запад попытались бы их сорвать: устроить массовые беспорядки, спровоцировать милицию, заблокировать стадион и т. д. А виноват остался бы Фазель, который не предусмотрел такое развитие событий.
Поэтому президента IIHF винить не за что. В этой истории он проявил себя удивительно достойным человеком. Вплоть до последнего времени Фазель придерживался мнения, что спорт не просто должен быть вне политики — он должен способствовать нормализации межгосударственных отношений. «Очень прискорбно, что пришлось отменить заявку на совместное проведение чемпионата в Минске и Риге. В ходе этого процесса мы пытались способствовать тому, чтобы чемпионат мира стал инструментом для примирения, чтобы помочь решить социально-политические проблемы в Беларуси», — заявил Фазель.
Увы, на Западе возобладала другая точка зрения: чемпионат мира должен стать «кнутом», с помощью которого Международная федерация хоккея накажет «последнюю диктатуру Европы».
Этого отчаянно добивалась Латвия. Ее премьер-министр Кришьянис Кариньш первым попросил IIHF рассмотреть возможность переноса турнира из Минска.
Просьбы сменились требованиями и угрозами. Под конец 2020 года Латвия уже наотрез отказывалась делить чемпионат с Минском. И Фазель прекрасно понимал, что этот бойкот могут поддержать другие государства. Ведь абсолютное большинство стран — участниц мирового первенства по хоккею ввели санкции против режима Лукашенко.
На Фазеля беспардонно давили по линии Международного олимпийского комитета (МОК), который в декабре отстранил руководство Национального олимпийского комитета Беларуси от участия в своих мероприятиях. В санкционном списке оказался глава Федерации хоккея Беларуси (ФХБ) Дмитрий Басков, которого белорусская оппозиция считает причастным к убийству минчанина Романа Бондаренко.
«Мы информировали IIHF, что запустили процедуру против Дмитрия Баскова, президента Белорусской федерации хоккея и члена НОК. Сейчас слово за IIHF, время для нее принять решение», — заявлял глава МОК Томас Бах. Какого решения он ожидал от Рене Фазеля, думаю, пояснять не нужно…
Сам президент IIHF стал объектом травли после того, как 11 января посетил с рабочей поездкой Беларусь. Телекамеры запечатлели его в объятиях Лукашенко и того самого Дмитрия Баскова.
Западная общественность была возмущена: пока весь «цивилизованный» мир борется с «последним диктатором Европы», Фазель с ним братается.
«Должен признаться: я какое-то время играл с огнем в Минске. И мы немного обгорели», — принялся извиняться Фазель. Но в качестве «извинений» от него ждали решения о переносе чемпионата мира. И он поддался давлению — публично засомневался в том, что Беларусь может принять финальный и полуфинальные матчи.
Судьба турнира окончательно прояснилась после того, как его спонсоры друг за другом начали шантажировать IIHF. 15 января концерн Beiersdorf, который выпускает средства по уходу за кожей под брендом Nivea, отказался финансировать чемпионат мира по хоккею в случае его проведения в Беларуси. Через два дня его поддержал немецкий производитель моторных масел, автохимии и автокосметики Liqui Moly. «Нынешняя ситуация в Беларуси и политика ее правительства, прежде всего — обращение с демонстрантами и очевидные нарушения прав человека в Беларуси, категорически противоречат убеждениям и ценностям Liqui Moly», — объяснили в компании.
Наконец, даже генеральный спонсор чемпионата — автопроизводитель Škoda — пригрозил оставить организаторов без денег. Тогда стало очевидно, что праздник спорта в Беларуси не состоится.
Для Международной федерации хоккея это решение грозит судебными разбирательствами. По мнению председателя комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергея Алексеева, действия IIHF могут быть обжалованы в Спортивном арбитражном суде в Лозанне (CAS). Но какой в этом смысл?
Вероятно, Лукашенко и Фазель разойдутся миром: белорусской стороне выплатят положенные по договору компенсации. Латвия проведет турнир или самостоятельно, или в паре с другим европейским государством. А у президента Беларуси появится лишний повод подумать, чем оборачивается его политика многовекторности, элементом которой стала совместная заявка Риги и Минска на проведение чемпионата мира по хоккею.