Литва поддержала инициативу бывшего кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской изменить название соседней страны в литовском языке. Литовский МИД выражает озабоченность, что нынешнее наименование Беларуси по-литовски четко ассоциирует эту страну с Россией. Становится понятно, какую альтернативу Лукашенко готовят для белорусов Литва и аффилированная с ней белорусская оппозиция. Если литовские советники Тихановской дорвутся до власти в Минске, их заботой станут историческое мифотворчество и политическая актуализация дремучих средневековых сюжетов.
Новый министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис трудится в поте лица. За неполные два месяца на посту августейший внук «отца нации» Витаутаса Ландсбергиса отметился такими «важными» и «нужными» для литовцев делами, как уподобление желания наладить отношения Литвы и России сатанинскому искушению и переименование Грузии в Сакартвело.
На очереди следующий «прорыв» — переименование Беларуси.
Литовский МИД поддерживает озабоченность «альтернативного президента» этой страны Светланы Тихановской, что по-литовски название Беларуси звучит неправильно и Синеокую надо называть по-другому.
Сейчас в литовском языке соседняя страна называется Baltarusija, в дословном переводе «Белая Россия». Официальный Вильнюс видит в этом проблему. По мнению Габриэлюса Ландсбергиса, нынешнее название «трактует Беларусь как часть России». Геополитически грамотно было бы называть Синеокую Belarusia — Белая Русь, подчеркивая тем самым, что Литва видит соседку независимой от России страной, которую нужно оторвать от Москвы и сделать частью «европейской семьи».
После встречи со Светланой Тихановской Ландсбергис-младший добавил, что Литва с удовольствием рассмотрит вопрос о переименовании, если такое желание выразит Беларусь. С учетом того, что литовские власти не признают президента Александра Лукашенко и единственным легитимным представителем Беларуси считают проживающую в Литве на местном финансировании Тихановскую, можно считать, дело в шляпе.
Смеяться над «созидательной» деятельностью литовского МИД можно долго, но есть и от нее своя польза. Даже самым непроницательным после подобных инициатив становится очевидно, какую альтернативу для тех белорусов, которые устали от Лукашенко, предлагают Литва и выпестованные ей деятели.
Если литовские советники Тихановской получат власть в Минске, то вместо Лукашенко и всего, что с ним связано (союза с Россией, государственного русского языка, большой промышленности, социального государства), они дадут белорусам агрессивно-националистическую гуманитарную политику с войной символов, образов, переименованием улиц, сносом памятников и историческим мифотворчеством.
Опыт всех стран Восточной Европы, в которых приходили к власти националисты (включая Литву), показывает, что конфликты, порождаемые подобной политикой, всегда используются для отвлечения внимания населения от социально-экономической катастрофы. А белорусский национализм, носителей которого Литва много лет прикармливала как «лидеров гражданского общества» Беларуси, — это непрерывной конвейер по производству социальных конфликтов.
Отсутствие отдельной от общерусской истории украинцев и белорусов порождает такое фэнтези, которое даст фору Джону Мартину и Джоан Роулинг. И в плане исторического мифотворчества белорусский национализм ничуть не уступает украинскому.
Белорусы — это балты, а не славяне, которые являются потомками особого народа кривичей, не связанного родственными узами с русскими и украинцами. Древнее название Беларуси — Кривия, а началом белорусской государственности стало Полоцкое княжество, которое не имело никакого отношения к Киевской Руси, и было оккупировано православными славянами.
Современная Беларусь является правопреемницей не Белорусской ССР, а Великого княжества Литовского, которое было ни много ни мало средневековой империей белорусов. Историческая столица Беларуси — Вильно, подлинное название страны — Литва, а народа — литвины. Страна же, которая сейчас называется Литвой, — это историческая Жемайтия или Жмудь, которая украла у наследников великих литвинов их подлинные имена и историю.
Последний момент — наиболее примечательный в истории «дружбы жабы с гадюкой»: литовской власти с белорусскими националистами. Желание литовских политиков нагадить России и оторвать от нее Беларусь так велико, что они вкладываются в экзистенциальных врагов своего государства. Литва дает им площадки в Вильнюсе, финансирование и официальный статус — советников «легитимного лидера» Тихановской.
Придя к власти в Минске, белорусские националисты в благодарность за переименование «Балтаруссии» потребуют от Вильнюса переименовать Беларусь в Литву, вернуть ей этот самый Вильнюс — столицу средневековой белорусской империи, а сами официально переименуют Литву в Жмудь.
Это будет, вероятно, единственное, что они сделают хорошего, позитивного. Можно представить, как весело станет читать заголовки новостей.
«Президент Жмуди в стопятисотый раз высказался за закрытие БелАЭС». «Жмудь закрепила мировое лидерство по количество заражений COVID-19 на сто тысяч жителей». «Девять из десяти юных жмудян планируют эмигрировать из Жмуди». «Жмудянские военные эксперты предупредили о грядущем российском вторжении в Жмудь».
Веселиться от таких заголовков — единственное, что останется белорусам, когда их страну, как бы она в будущем ни называлась, превратят в ту же Жмудь.