Захват Капитолия радикальными сторонниками Дональда Трампа стал потрясением не только для США, но и для их союзников. Никогда в новейшей истории мир не наблюдал настолько очевидных доказательств деградации самого могущественного государства планеты. Соединенные Штаты давно утратили положение глобального гегемона, но сейчас внутренний конфликт в Америке обрел такие масштабы, что новая администрация просто не сможет позволить себе уделять внимание внешней политике. Прибалтика и другие сателлиты Вашингтона должны будут учиться жить в мире, в котором нет США.
Симпатизантов нового американского президента Джо Байдена, к которым относятся не только американские либералы, но и почти все союзники США по НАТО, принято называть сторонниками прогрессивных взглядов, однако их ожидания от Байдена
Вкратце — эти ожидания сводятся к надежде на то, что жизнь возможно повернуть назад. Новый президент США вернет все так, как было до Трампа, и все изменения последних лет в мире исчезнут вместе с Трампом, словно дурной сон.
Белый дом снова начнет уважать международные институты вроде НАТО, перестанет называть ЕС врагом и реанимирует риторику о правах человека. В Восточной Европе эта надежда дополнялась упованием на то, что Америка начнет уделять больше внимания ее региону, признает «сдерживание России
После навсегда вошедшего в историю захвата Капитолия «трампистами» становится очевидно, что администрация Байдена просто не сможет активно заниматься внешней политикой и возвращать Америке глобальное лидерство, как бы сильно она этого ни хотела: внутренние проблемы США достигли таких масштабов, что они просто не позволят Вашингтону всерьез отвлекаться на внешний мир.
Впервые со времен Реконструкции Юга после гражданской войны президент США заступает на пост в условиях кризиса легитимности. Почти половина Америки считает прошедшие выборы сфальсифицированными и не признает Джо Байдена законно избранным президентом. Как этот Байден будет проявлять «демократическую решительность» по отношению к Беларуси, если он находится ровно в той же ситуации подорванной легитимности, что и Лукашенко?
Трагедия США не в том, что американское общество расколото надвое — такая ситуация естественна для двухпартийной системы. Трагедия в том, что две Америки расходятся по разным полюсам, пропасть между ними становится непреодолимой, а взаимная ненависть зашкаливает настолько, что делает физически невозможным существование в одной стране.
По демократам видно, что они жаждут мести за годы правления Трампа. Репрессии против инакомыслящих начались еще до инаугурации Байдена. Но и республиканцы не хотят слышать ни о каком национальном примирении и компромиссе. Значительная часть их с пониманием относится к штурму Капитолия, а сенаторов-республиканцев, которые выступили против Трампа, по возвращении в их штаты освистывают собственные избиратели.
Возможно, единственное, в чем солидарны друг с другом две Америки, это тотальное отсутствие запроса на экспансию во внешней политике.
Американцы слишком увлечены внутренними проблемами и ненавистью друг к другу, чтобы отвлекаться на мир за пределами США. Исключение, которое подтверждает правило, — Мексика и нелегальные мигранты из Латинской Америки.
«Продвижение демократии» и борьба за права человека за рубежом — последнее, чего ждут от администрации Байдена избиратели Демократической партии, пусть даже на словах они согласны, что это важно и нужно.
Основная масса ждет победы над коронавирусом, по распространению которого США по-прежнему мировой лидер. Радикальное ядро жаждет показательного избиения «трампистов». «Леваки» хотят перераспределения благ, бесплатной медицины и роста пособий. Расовые меньшинства требуют привилегий для черных, латиносов и прочих «цветных».
Но никто не ждет, не хочет и не требует новой «войны в Ираке», кто бы ни был этот условный Ирак и за какие бы высокие идеалы США там ни воевали.
Поэтому решение устроить «маленькую победоносную войну», чтобы отвлечь население от внутренних проблем, представляется крайне сомнительным. Что, впрочем, не означает, что команда Байдена его не примет.
С грядущего маразматического «Политбюро» в Вашингтоне, средний возраст членов которого колеблется в пределах 80 лет, станется влезть в свой «Афганистан». Однако в условиях, когда общественное мнение США нацелено на совершенно иные вещи, а мир невозвратимо ушел от однополярности, эффект получится обратным ожидаемому.
Вместо возвращения к статусу глобального гегемона внешняя экспансия только приблизит катастрофу.
После того, как тотальный кризис во всех областях американской жизни дополнится потоком гробов из-за рубежа, курс на новый изоляционизм станет концептуальной основой внешней политики США еще более, чем при Трампе.
Так что Америка не мытьем, так катаньем идет к отказу от своей особой роли в международных делах.
Американским сателлитам предстоит жить в мире без США, думать своей головой и не рассчитывать на защиту заокеанского «босса».
Процесс этот будет для них непростым, потому что у таких стран, как ФРГ, способность к стратегическому поведению без опоры на американский ядерный щит атрофировалась за десятилетия вассальной зависимости от Вашингтона.
Еще хуже придется так называемым новым государствам, которые возникли с распадом СССР и в принципе не знают никакого мира, кроме однополярного. Для стран Прибалтики, чью позицию по ключевым международным вопросам формировали факсами из Госдепартамента, остаться без США — это как остаться без головы.
Если раньше Прибалтика могла сколько угодно трепать языком в адрес России и чувствовать себя защищенной, то в будущем прекрасном новом мире придется отвечать за свои слова и думать о последствиях.
Потому что на помощь никто не придет. И наябедничать будет некому. Можно, конечно, по инерции позвонить в Вашингтон, но есть вероятность, что на звонок в высоком кабинете вместо куратора ответит викинг с рогами, который начнет кричать в трубку, что жизни черных имеют значение.