4 ключевых вызова для России на постсоветском пространстве
Александр Носович
Минувший 2020 год стал годом политического кризиса для многих постсоветских республик. Они столкнулись с войнами, массовыми протестами и государственными переворотами, а Россия приобрела полосу нестабильности по периметру своих внешних границ. В 2021 году тенденции прошлого года получат развитие, соответственно, для Москвы останется актуальной задачей удерживать порядок на внешнем контуре. Аналитический портал RuBaltic.Ru определил 4 ключевых вызова на постсоветском пространстве в 2021 году.
Конституционная реформа в Беларуси
Политическая ситуация в Беларуси остается напряженной, несмотря на то что визуально протестная активность пошла на спад. Запрос значительной части общества на перемены в руководстве страной сохраняется, соответственно, сохраняются причины, побудившие сотни тысяч белорусов выходить на улицы в августе 2020 года. Если недовольство этих людей просто проигнорировать, то оно рано или поздно снова прорвется на улицы.
Поэтому в Беларуси готовится конституционная реформа, которая должна удовлетворить стремление населения к политическому участию и обеспечить трансформацию власти в республике мирным и законным путем.
Скептики говорят о конституционной реформе, что она будет имитацией перемен, цель которой – сохранить у власти Александра Лукашенко при незначительных, ничего по существу не меняющих нововведениях в Конституции.
В таком случае риск скатывания Беларуси к новому кризису становится еще выше.
Вся политическая история доказывает, что самые «косметические» реформы в системе власти при массовом запросе активной части общества на перемены ведут к потере управляемости страной и протестному взрыву. Примеры можно приводить от Великой французской революции до перестройки.
Интерес России в белорусском кризисе состоит в том, чтобы сохранить стабильность в стратегически важной для национальной безопасности союзной стране и не дать ловить рыбку в мутной воде конституционной реформы тем, для кого главная цель в Беларуси – оторвать ее от России.
Поэтому Москва заинтересована в том, чтобы обеспечить мирные и при том не «фейковые» политические изменения в соседней стране.
Это нужно как Беларуси, так и России.
Ситуация в Молдове
Республика Молдова после президентских выборов ноября 2020 года вошла в очередную полосу политической турбулентности. Уже весной в стране могут пройти досрочные парламентские выборы, на которых вероятна победа прозападных партий.
Возглавляющие правительство и парламент социалисты бывшего президента Игоря Додона сознают эту опасность и играют на повышение. Под конец прошлого года они разом вернули официальный статус русскому языку, возобновили вещание российских телеканалов в Молдове и обеспечили автономию пророссийски настроенной Гагаузии.
«Российский вопрос» может оказаться в эпицентре нового столкновения, а если при этом будет задето и Приднестровье, то России придется напрямую вмешиваться в молдавский политический кризис.
Новый президент страны Майя Санду уже высказалось за вывод российских миротворцев из Приднестровья, которое должно быть объединено с Молдовой на условиях Кишинева. В первых действиях Санду на посту президента проявились черты оголтелого национализма – причем не молдавского, а румынского, поскольку молдавский (анти) национализм отрицает существование молдавской нации и молдавского языка.
Если на Западе решат создать России еще одну горячую точку в ближнем зарубежье, в способности гражданки Румынии Майи Санду выполнить это задание можно не сомневаться.
Территориальные конфликты
Вероятно, главным событием 2020 года на постсоветском пространстве стала вторая карабахская война, которая завершилась победой Азербайджана и переходом под его контроль части территории Нагорного Карабаха. Итоги войны показали, что замороженный статус постсоветских конфликтов не вечен, тот, кто ставит на состояние «ни мира, ни войны», терпит поражение, а Россия как главный внешний игрок может вложиться не в сохранение статус-кво, а в реальные перемены.
Феноменально удачный для Москвы результат карабахской войны может сделать ее образцом для быстрого и эффективного решения конфликта в Донбассе.
Украина с Донбассом ведет себя примерно так же, как Армения в ситуации с Карабахом. Постоянная неопределенность, бесконечное сохранение ситуации в подвешенном состоянии, «ни мира, ни войны» с периодическими эскалациями на линии соприкосновения войск. Общий расчет на то, что от «замыливания» ситуации она в конце концов как-нибудь сама рассосется.
Президент Украины Владимир Зеленский прямо говорит, что давно отказался бы от Минских соглашений, если бы не страх, что это повлечет за собой отмену санкций против России. Полномасштабная война в Донбассе Зеленскому невыгодна, проводить полноценное мирное урегулирование он не может и не хочет, в результате чего некогда ведущий регион Украины и СССР деградирует, а от обстрелов по-прежнему гибнут люди.
В этой ситуации Россия может использовать отказ Киева выполнять Минские соглашение, чтобы решить проблему Донбасса по кавказской модели.
Еще один феномен войны в Карабахе состоит в том, что из процесса мирного урегулирования был изгнан Запад в лице минской группы с участием Франции и США. Именно это сделало мирное урегулирование возможным.
Отсюда следует логичное решение изгнать Запад в лице гарантов Минских соглашений Германии и Франции из украинского кризиса.
Последние за шесть лет доказали свою полную беспомощность в мирном урегулировании и неспособность заставить Киев выполнять взятые на себя обязательства. Без посредников, которые бесполезны, проще найти решение проблемы Донбасса, чем с Германией, Францией и Минским процессом.
Антироссийские провокации
Избрание в США президентом Джо Байдена, обещания Демпартии США вернуть Америке глобальное доминирование и всеохватный кризис по обе стороны Атлантики в 2021 году приведут страны НАТО к еще большему обострению отношений с Россией. Самая большая страна мира как никогда востребована на Западе как конституирующий Другой, запугивание которым должно консолидировать и отвлекать от внутренних проблем.
Поэтому антироссийская политика будет покупаться еще активнее, чем в предыдущие годы. Получить свой кусок пирога под названием «сдерживание России» попытаются и страны антироссийского «санитарного кордона». Украина, страны Прибалтики, возможно, Грузия и Молдова.
От них стоит ждать их фирменных провокаций. Если эти провокации не будут задевать жизненные интересы России (стандартная трескотня о «террористическом государстве», сравнения с Мордором, Третьим рейхом и прочее), Москва, скорее всего, будет придерживаться проверенной тактики презрительно игнорировать тявканье «мосек».
Если же лимитрофы затронут жизненные интересы России, то им придется продемонстрировать, что никакие дивиденды, которые они рассчитывают получить от Запада за русофобию, не компенсируют того ущерба, который повлечет ответная реакция Москвы.
Украина с 2014 года много раз убеждалось, что западные союзники воевать за нее с Россией не собираются. И дело не в том, что Украина не член НАТО. Страны Балтии входят в Североатлантический альянс, но всем уже давно очевидно, что никто на Западе влезать ради них в Третью мировую с Путиным не станет.
Провокаторы останутся с Россией один на один. И «глубокая озабоченность» союзников по НАТО им вряд ли поможет.