Последствия пандемии коронавируса 2020 года в полной мере скажутся на международных отношениях в новом десятилетии. Мир вошел в 2021 год в условиях всеобщего экономического кризиса, массового недовольства людей действиями своих правительств по борьбе с COVID-19 и множеством обострившихся международных конфликтов. В новом году весь этот снежный вал накопившихся проблем может вызвать уже всеобщий политический кризис. Аналитический портал RuBaltic.Ru
Войдет ли администрация Байдена в клинч с Россией
Демократическая партия США считает избрание Дональда Трампа в 2016 году результатом вмешательства русских хакеров, лелеет миф о Трампе — агенте Кремля и жаждет показать, что не собирается «ладить» с Путиным.
Поэтому российско-американские отношения при администрации Байдена могут войти в жесточайший клинч.
Ключевой вопрос — характер практически неизбежного будущего конфликта. Прямое военное столкновение сейчас маловероятно, потому что у России есть гиперзвуковое оружие, которого до сих пор не создали американцы. Появление у США аналогов российских «посейдонов» и прочих новейших вооружений лишь восстановит стратегический паритет и сохранит невозможность безвозмездного военного удара по России.
Поэтому, скорее всего, Вашингтон при Байдене пойдет по пути введения новых санкций. Ничего принципиально нового по сравнению с администрацией Трампа, которая за 4 года ввела 45 санкционных пакетов против России и так и не добилась от нее покорности, демократам здесь не придумать.
Главное отличие от предыдущего президентства будет заключаться в жесткой риторике. Трамп совмещал крайне жесткую реальную политику против России с удивительно пророссийской риторикой — администрация Байдена будет работать на контрасте.
России предстоит принять на свою голову громы и молнии в виде высказываний об «отсталости», «авторитарности», «неправильной стороне истории» и «экономике, разорванной в клочья».
Впрочем, трескучая болтовня Обамы, которому будут наследовать демократы, показала, что все это не смертельно.
Откроют ли границы
Пандемия коронавируса положила конец свободе перемещения, которая до сей поры считалась почти абсолютной. Закрылись границы ЕС, закрылись границы стран внутри ЕС, был ограничен въезд в населенные пункты, даже выход из дома в 2020 году был почти запрещен.
Ограничение перемещения оказалось равно сокращению случаев заболеваемости новой инфекцией. Возобновление свободного перемещения оказалось равно взрывному росту числа заболевших. Страны ЕС не успели вовремя закрыть границы весной и слишком поспешно открыли их летом; в результате первая и вторая волны пандемии накрыли Европу с головой.
Если в 2021 году не будет достигнуто революционных успехов в борьбе с COVID-19, тенденция к закрытию границ утвердится надолго.
Пока что динамика роста числа заражений в США, Бразилии и других странах предполагает именно этот сценарий.
Останется ли у власти Лукашенко
Летний взрыв протестных настроений в Беларуси сменился под конец года глухим недовольством оппозиционной части населения. Однако протест никуда не делся и с появлением новых триггеров может вылиться в новые массовые беспорядки.
Поэтому ключевой вопрос 2021 года для Беларуси заключается в том, какой будет анонсированная президентом Лукашенко конституционная реформа. Удовлетворит ли она появившийся в белорусском обществе запрос на политическое участие, сможет ли принести перемены и сохранить при этом стабильность в стране?
Для большинства белорусов суть конституционной реформы сводится к элементарному вопросу: сохранит ли власть Лукашенко?
Сейчас общественное мнение склоняется к тому, что изменения нужны власти, чтобы по существу ничего не менять. Лукашенко либо уйдет с поста президента на новую должность, которая станет главной в стране, либо вовсе ограничится «косметическими» поправками к Конституции. Придание конституционных полномочий Всебелорусскому народному собранию видят доказательством таких планов.
Вопрос в том, примет ли оппозиционный электорат конституционную реформу от Лукашенко?
Попытка легитимировать обновленную политическую систему через референдум грозит новым протестным взрывом.
И на сей раз Лукашенко может не удержать власть.
Будут ли новый «майдан» и война в Донбассе
Процесс падения популярности Владимира Зеленского продолжается, и в 2021 году потеря сторонников может перерасти в потерю власти. В критический момент с украинских политико-олигархических групп станется сообразить в Киеве новый «майдан», наученные горьким опытом силовики приказов Верховного главнокомандующего о защите конституционного строя выполнять не станут, а сторонники Зеленского на улицы не выйдут, потому что их к тому времени не останется.
Ключевой момент в вопросе о власти на Украине — это перспективы мирного урегулирования конфликта в Донбассе.
Здесь у Зеленского ситуация «куда ни кинь — везде клин». Попытка начать выполнять Минские соглашения станет тем самым критическим моментом, который «выведет на майдан» радикалов. Попытка самому возглавить радикалов и пойти в наступление в Донбассе оттолкнет последних сторонников, а неизбежное поражение породит все тот же «майдан».
Зеленскому остается делать то, что он делает: тянуть резину до бесконечности и сохранять статус-кво, ни делая вообще ничего. И здесь самое уязвимое место президента Украины, ведь в ситуации вокруг Донбасса Владимир Зеленский — не единственный и даже не главный игрок.
Запустят ли «Северный поток — 2»
Уже не первый год завершается гаданиями, достроят или не достроят газопровод «Северный поток — 2». В конце 2020 года баржа «Фортуна» возобновила строительство, при этом в третий раз за год сменила владельца, чтобы не попасть под американские санкции. До немецкого берега остается протянуть каких-то 2,6 километра трубопровода, укладка происходит на глубине не более 30 метров, и энергоэксперты с осторожным оптимизмом говорят, что в начале 2021 года «Северный поток — 2» будет достроен.
Однако завершение строительства газопровода не означает, что он будет работать на полную мощность и поставлять Германии весь необходимый ей газ.
Правда, из Белого дома уходит президент Дональд Трамп, а вместе с Трампом — лоббизм Вашингтоном американской сланцевой энергетики. Однако на смену Трампу приходит Джо Байден, а с ним и лоббисты «зеленой» энергетики. Может статься, что теперь европейцев будут принуждать покупать не американский СПГ, а американские же «ветряки», солнечные батареи и другие «прогрессивные» энергетические технологии по заоблачным ценам.
«Северный поток — 2» в таком случае станет для Германии резервной инфраструктурой и будет работать в половину или в четверть своей мощности, а то и вовсе стоять пустым.