Пандемия коронавируса в Прибалтике приобрела такие масштабы, которые ставят под сомнения аксиомы постсоветской идеологии Эстонии, Латвии и Литвы. Фундаментальные нарративы, по которым жила Прибалтика после распада СССР, опровергаются самой жизнью. Аналитический портал RuBaltic.Ru подобрал несколько примеров того, как догмы, которые составляли прибалтийскую картину мира, на глазах разрушаются объективными фактами.
«Европа — передовая, Россия — отсталая
Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса, наладила ее массовый выпуск и уже несколько недель ведет массовую вакцинацию групп риска: врачей, социальных работников, пожилых людей в хосписах.
Странам ЕС обещают начать массовую вакцинацию от COVID-19 только после католического Рождества.
К ним относятся и страны Прибалтики, которые стоически ждут, пока западные союзники завезут им свои вакцины. Разговоры о том, что вакцины можно гораздо быстрее получить из России, воспринимаются в Литве, Латвии и Эстонии как идеологические диверсии «путинской пятой колонны».
Притом выпуск этих вакцин давно налажен, и Россия уже поставляет их за рубеж. Но не могут же прибалтийские политики сами рушить свой миф о «загибающейся под забором рашке»!.. Приходится дожидаться гуманитарной помощи союзников по НАТО и пытаться купировать свои печальные антирекорды ограничением ассортимента товаров в торговых центрах и просьбами не выходить из дома на Рождество.
«США — эталон и вершина развития»
Соединенные Штаты Америки стали главным мировым лузером в истории с пандемией. Они — неоспоримые лидеры и по числу заразившихся новым коронавирусом, и по числу умерших. В США речь идет уже не о второй-третьей, а о шестой-седьмой волне COVID-19. Там уже больше 18 миллионов заражений и больше 300 тысяч новых смертей.
Все, чем американские политики могут оправдаться за этот провал перед внутренней аудиторией, — сваливать вину друг на друга. Перед внешней аудиторией — без доказательств кричать, что Китай, Россия и прочие скрывают истинные масштабы инфицирования в своих странах.
Однако другие страны принимают на вооружение китайские, а не американские практики борьбы с пандемией. Никому в нынешней ситуации не приходит в голову равняться на Америку как на образец.
Происходящее в США напрямую затрагивает международный образ Прибалтики. Главные покровители прикрывают свои провалы, выставляя на первый план провалы своих подопечных на берегу Балтийского моря.
Так, New York Times убеждает читателей, что США — не худшая страна в мире по борьбе с пандемией, потому что не надо смотреть на абсолютные цифры. Если пересчитать страны по количеству заражений COVID-19 на 100 тысяч жителей, то США идут в хвосте первой десятки, а худшей в мире становится Литва.
Как официальному Вильнюсу реагировать на подобные открытия из-за океана? Если бы такую статистику опубликовали в Москве, то понятно, а тут литовским руководителям остается стиснуть зубы и молчать в тряпочку.
«Единая Европа — абсолютное благо»
Весной 2020 года страны Балтии сравнительно легко прошли первую волну пандемии в том числе потому, что Восточная Европа оперативно закрыла границы от Италии, Франции и других западных европейцев, где в марте более всего свирепствовал COVID-19. В мае Литва, Латвия и Эстония первыми в ЕС открыли границу друг с другом, грамотно обставив это в пропагандистском плане как проявление не только «балтийского единства», но и «европейской прогрессивности» Прибалтики в целом.
Под конец года границы опять приходится закрывать, потому что свобода перемещения в условиях распространения новой инфекции оказалась злом, а не благом.
При этом пока незаметно, чтобы поддержка европейских союзников всерьез помогала Латвии и Литве преодолеть катастрофическую ситуацию с распространением коронавируса.
Страны ЕС делят друг с другом в Брюсселе Европейский фонд восстановления и ждут вакцины после Рождества как новогоднего чуда, но в каждодневной борьбе с заразой весенний европейский принцип «каждый выживает в одиночку» актуален и сейчас.
«Мы должны избавиться от наследия оккупации»
Мировой опыт последних месяцев доказал, что залог победы над эпидемией — всеобщая государственная медицина, которая выведена за пределы рыночной экономики, общедоступна, обладает мобилизационным потенциалом и способна выдерживать гипернагрузки, будь то война или та же пандемия коронавируса.
Страны, у которых такая медицина была (Китай, Сингапур, Южная и Северная Кореи), показали образцовый результат преодоления пандемии. Страны, у которых вместо народного здравоохранения был частный бизнес по оказанию медицинских услуг (США), оказались главными «лузерами».
Промежуточный результат показали бывшие страны социализма, у которых в прошлом была мобилизационная государственная медицина, а сейчас сохранились лишь отдельные ее рудименты. В числе этих стран — государства Прибалтики.
Весной сохранившиеся остатки массового советского здравоохранения помогли Литве, Латвии и Эстонии достойно встретить первую волну пандемии.
Никаких выводов из этого руководители Прибалтийских республик не сделали, ко второй волне систему здравоохранения не «прокачали» и получили под конец года санитарно-эпидемиологическую катастрофу.
Научила ли жизнь прибалтийский правящий класс хоть чему-нибудь? В конце ноября, когда Литва уже на всех парах летела к званию мирового рекордсмена по числу заражений на 100 тысяч жителей, новая правящая коалиция выступила с инициативой «оптимизировать» систему государственной медицины и дать больше возможности частникам.
Почему? Потому что всеобщая общедоступная и бесплатная медицина — это «совок». Ее нужно уничтожить как «наследие оккупации»! Вместе с пациентами, если понадобится.