Прибалтика закрылась от соотечественников из Великобритании
Алексей Ильяшевич
В Европе распространяется новый штамм коронавируса. По словам министра здравоохранения Великобритании Мэттью Хэнкока, «мутант» на 70% заразнее, чем типичный COVID-19, и поэтому быстрее передается от человека к человеку. Эта новость испортила новогодние праздники англичанам, которые оказались в эпицентре распространения инфекции. Но и жителям Прибалтики она не сулит ничего хорошего: многие из них не смогут встретиться со своими родными и близкими из-за закрытия границ.
О том, что в Англии обнаружен новый штамм ковида, Мэттью Хэнкок заявил 14 декабря. Конкретики в его словах было немного. Британский министр не смог ответить на вопрос, какую роль мутировавший вирус сыграл в резком ухудшении эпидемиологической ситуации по стране. Он лишь предположил, что этот штамм более заразен. Следовательно, и более опасен.
Впрочем, уместно ли называть его новым? Из заявления Службы общественного здравоохранения Англии следует, что «мутант» попал в поле зрения специалистов еще в сентябре. Поначалу на него не обращали внимания — до середины ноября, когда он начал активно распространяться.
Здесь начинаются вопросы.
Если новый штамм заразнее своего «исходника», то почему он не проявил себя с сентября по ноябрь?
Два месяца знаменитые британские ученые от него отмахивались. А потом к концу осени новая разновидность коронавируса была обнаружена в 25% новых случаев заражения в Лондоне. К середине декабря — почти в 70%. Такие данные анализов пациентов с COVID-19 приводит британская лаборатория Milton Keynes Lighthouse Laboratory.
К обсуждению вопроса подключился Имперский колледж Лондона. Его предварительный вывод: новый штамм может оказаться на 70% заразнее.
Эту же цифру озвучил премьер-министр Борис Джонсон. «Он (вирус — прим. RuBaltic.Ru) более заразен, но, судя по всему, не опаснее», — так оценил ситуацию спецпосланник Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по глобальной борьбе с COVID-19 Дэвид Набарро.
Если бы новый штамм был смертоноснее своих предшественников, эксперты уже выявили бы эту закономерность. Вряд ли вообще произошло что-то экстраординарное.
Коронавирус COVID-19 в этом году уже мутировал, причем неоднократно. Мировую пандемию вызвал не уханьский вариант инфекции, а мутировавший штамм D614G. Затем в Испании был обнаружен и получил широкое распространение штамм A222V. Его так и прозвали — испанский. Теперь на смену ему приходит британский. Для вируса это нормальное поведение.
Почему тогда новости из Великобритании вызвали мировой переполох? Причину стоит искать в том, что эпидемиологическая ситуация во многих европейских странах и без того ухудшается. Министр здравоохранения Украины Максим Степанов, к примеру, публично говорит о катастрофическом положении дел.
А теперь представим, что стандартную коронавирусную инфекцию на континенте начнет вытеснять ее «модернизированная» версия — более заразная и агрессивная.
Риск для здоровья каждого конкретного человека в этом случае не увеличивается. Зато увеличивается нагрузка на систему здравоохранения.
Есть мнение, что в этом и заключается главная опасность коронавируса: он не обладает высокой степенью летальности, но на борьбу с ним нужно мобилизовать огромные ресурсы.
Некоторые эксперты сомневаются, что новый штамм способен усугубить ситуацию. «Тех данных, которые имеются в открытом доступе, совершенно недостаточно для того, чтобы сделать четкий и безусловный вывод о том, что заразность вируса стала выше», — утверждает вирусолог из Ноттингемского университета, профессор Джонатан Болл.
«Нужно проводить лабораторные исследования, — соглашается профессор Ник Ломан из британской медицинской Ассоциации по расшифровке генома нового коронавируса. — Но будем ли мы ждать недели, а то и месяцы? Вероятно, нет, учитывая нынешние обстоятельства».
Этот принцип взяли на вооружение власти Англии. Есть определенная логика в том, что о новом «мутанте» британский Минздрав рассказал только в середине декабря. На носу Рождество и Новый год, которые чреваты резким скачком заболеваемости COVID-19. А в «туманном Альбионе» и без того свирепствует коронавирус.
Неутешительная статистика требует от правительства ужесточить карантинные мероприятия. И здесь возникает целый ворох проблем.
Во-первых, обязательно будут сложности с соблюдением ограничительных мер. Люди элементарно устали от пандемии — в период праздников им особенно хочется вернуться к нормальной жизни. Во-вторых, попытка объявить локдаун может спровоцировать масштабные антиправительственные выступления. В-третьих, это отразится на рейтинге правящей партии и премьер-министра. Многие британцы посчитают, что у них отбирают праздник.
К счастью для Бориса Джонсона, у него есть палочка-выручалочка — новый штамм коронавируса. Не слишком опасный, чтобы посеять панику, но достаточно заразный, чтобы обосновать ужесточение карантина.
Так и произошло: 19 декабря в Лондоне и на юго-востоке Англии ввели максимальный четвертый уровень угрозы распространения коронавирусной инфекции. Это, по сути, и есть локдаун. Ни о каком полноценном праздновании Рождества и Нового года в столице не может быть и речи.
«Борис — похититель Рождества» — так в шутку англичане называют главу правительства (по аналогии с фильмом «Гринч — похититель Рождества»).
Джонсон разводит руками. «Я знаю, какие эмоции люди испытывают в это время года. Как важно, например, чтобы бабушки и дедушки видели своих внуков, чтобы семьи были вместе. Так что я знаю, как это всех разочарует. Но мы на протяжении всей пандемии говорили, что будем руководствоваться рекомендациями ученых», — заявил премьер-министр Великобритании.
Вопросов к нему было бы меньше, если бы за три дня до этого он не анонсировал послабления карантинного режима во время рождественских каникул. Сам подарил соотечественникам надежду — сам ее забрал. Оппоненты Джонсона закономерно уличат его в безответственности.
Как бы то ни было, распространение нового штамма коронавируса уже обернулось для миллионов англичан испорченным Рождеством. Но эхо локдауна в Лондоне слышно и на другом конце европейского континента.
Тревожная информация о «мутанте» заставила все три Прибалтийские республики закрыть авиасообщение с Британией до конца года.
«Конечно, мы будем смотреть, как развивается ситуация, каковы будут советы эпидемиологов. Ограничение может быть отменено и раньше, а может быть и продлено в соответствии с ситуацией», — пояснил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс.
Второй вариант кажется более правдоподобным. Скорее всего, тысячи прибалтийских мигрантов не смогут вернуться домой и отметить праздники в кругу семьи. Так что Борис Джонсон «похитил» Рождество не только у британцев.