Российское телевидение назвали виновником COVID-19 у русских Эстонии
Алексей Ильяшевич
Преподаватель Таллинского университета Аво-Рейн Терепинг рассказал, почему самая сложная эпидемиологическая ситуация в Эстонии сложилась на территории уезда Ида-Вирумаа, где преобладает русское и русскоязычное население. Оказывается, жители региона массово смотрят передачу доктора Елены Малышевой, которая не поддерживает жесткие карантинные ограничения и не считает эффективным методом борьбы с коронавирусом ношение масок. Чем не повод потребовать от Москвы компенсаций?
«Удивительным образом становятся яснее причины столь широкого распространения коронавируса в Ида-Вирумаа, если только обратить внимание на ведущие российские телеканалы, которые в этих краях усердно смотрят», — утверждает Аво-Рейн Терепинг. Истина открылась ему после знакомства с популярной передачей Елены Малышевой.
Эстонский профессор признает, что это качественный телевизионный продукт: слова ведущей звучат очень убедительно, а понять их могут даже те, кто ничего не смыслит в медицине.
«И все же я наткнулся на удивительные утверждения, а иногда на половинчатую информацию, чтобы не сказать лживую. И совершенно преступно и вводит в заблуждение, по-моему, то, как в передаче трактуется все, что связано с коронавирусом», — возмущается Терепинг.
Его внимание привлекло то, как Малышева сравнивает опыт поведения Швеции и Финляндии во время первой волны коронавируса. Дескать, шведы молодцы, что пренебрегли карантинными ограничениями. Ключевую мысль выпуска профессор Терепинг сформулировал так: правильно и оправданно не вводить никаких ограничений. Даже обязательное ношение масок.
«Для наших русскоязычных телезрителей ПБК (Первый Балтийский канал — прим. RuBaltic.Ru) — увы, один из важнейших источников информации. Чтобы пробиться к русскоязычным зрителям, у нас открыто и официально обосновывали, например, размещение рекламы и информации на этом канале. В Ида-Вирумаа зрителей ПБК относительно больше, чем в других регионах Эстонии. И если на первый взгляд аполитичная медицинская передача утверждает, что ограничения, в том числе ношение масок, вообще не нужны и даже скорее вредны, что должен думать зритель этого канала? Вот и распространяется этот вирус в Ида-Вирумаа», — заключает преподаватель Таллинского университета.
Чем не тема для кандидатской или даже докторской диссертации? «Влияние деструктивной российской пропаганды на распространение коронавирусной инфекции в Эстонии».
В самом деле, связь очевидна! В Ида-Вирумаа смотрят передачи Малышевой, и там бушует коронавирус. В других уездах не смотрят — там эпидемиологическая ситуация на порядок лучше.
Одно непонятно: почему мировым лидером по заболеваемости коронавирусом на днях стала Литва? По подсчетам The New York Times, в течение недели здесь фиксируется 97,4 случая заражения COVID-19 на 100 тысяч населения. Ни одна другая страна не может «похвастаться» такими цифрами. Если следовать логике Аво-Рейн Терепинг, самые преданные фанаты Малышевой живут в Литве.
В действительности эстонской профессор мог пойти еще дальше. Почему в Иду-Вирумаа свирепствует коронавирус? Потому что люди там смотрят российское телевидение. А почему смотрят? Потому что сами русские. И это ключевая «проблема» уезда.
Собственно, после обретения Эстонией независимости Ида-Вирумаа стал для нее одной большой проблемой.
В эстонском Принаровье, на границе с РФ, проживает самое «нелояльное» население. Таллин с легкостью утратит над ним контроль в случае начала военного конфликта. К такому выводу в 2016 году пришла правительственная комиссия по безопасности (ее секретная служебная записка попала в Сеть).
Ситуацию усугубляет плачевное социально-экономическое положение Ида-Вирумаа: самый высокий в стране уровень безработицы и преступности, самые низкие зарплаты, самые негативные демографические тенденции. А в 2020 году обстановка стала еще более напряженной. Обвальное падение цен на нефть ударило по сланцевой промышленности Эстонии, которая сконцентрирована именно в Ида-Вирумаа.
Для эстонского истеблишмента этот уезд становится фактором раздражения.
Здесь и раньше хватало забот. Теперь же приграничная с Россией территория больше всех страдает как из-за самого коронавируса, так и из-за экономических последствий эпидемии.
Велик соблазн найти простое объяснение тому, почему в Принаровье самый высокий прирост заболеваемости COVID-19.
Просто люди там «не такие». «Нелояльные» правительству, не соблюдающие карантинные ограничения, подверженные влиянию российских средств массовой информации.
Представители местного самоуправления уже отбиваются от этих нападок. Депутат Рийгикогу и председатель фракции Нарвского горсобрания «Наша Нарва» Катри Райк полагает, что идавирусцы просто ведут другой образ жизни: «Они живут в многоэтажках, ездят в лифтах и работают на фабриках, куда нужно ходить, а не работать из дома через видеоконференции Zoom. Вирус не спрашивает, какая у тебя национальность. Вирус спрашивает, сколько у тебя контактов и насколько тесно ты общаешься с людьми».
В самом деле, Ида-Вирумаа традиционно считается одним из главных промышленных центров страны. Большие коллективы людей по определению трудно отправить на карантин. Тем более, как отмечает Катри Райк, центральные власти безалаберно подошли к решению этого вопроса: «Были проблемы с коммуникацией. Еще накануне вечером министры говорили, что в Ида-Вирумаа все в порядке, а на следующий день было объявлено о закрытии всего».
А вот сознательность идавирусцев, напротив, не стоит ставить под сомнение.
По сравнению с жителями других регионов они лучше осведомлены о текущей эпидемиологической ситуации и мерах по борьбе с коронавирусом.
Это показали результаты исследования, проведенного компанией Turu-uuringute AS по заказу Министерства социальных дел. 70% опрошенных считают положение критическим.
Данные социологов заставляют усомниться в том, что жители Ида-Вирумаа насмотрелись телепередач с Еленой Малышевой и «забили» на коронавирус. Но это объяснение самое привлекательное. Виновата Россия!
В Латвии министр внутренних дел Сандис Гиргенс называл причиной распространения коронавируса «синдром колхоза СССР», профессор Таллинского университета возлагает ответственность на российское телевидение. Осталось дождаться неординарной литовской версии, и можно всей Прибалтикой требовать от Москвы компенсаций за распространение коронавирусной инфекции.