Беларусь приостанавливает экспорт нефтепродуктов через Клайпедский порт Литвы. О том, когда белорусские нефтепродукты вернутся в Клайпеду, не сообщается. Возможно, что никогда. В Минске не стали ждать, пока Вильнюс выполнит свои угрозы заблокировать белорусский транзит, и первыми вводят экономические санкции против Литвы, лишая «Литовскую железную дорогу» и Клайпедский порт грузов из Беларуси.
Руководство нефтеналивного терминала Klaipedos nafta с прискорбием сообщило, что «Белорусская нефтяная компания» приостановила экспорт белорусских нефтепродуктов через литовскую Клайпеду. Приостановка заявлена как мера временная, но не бессрочная. Когда белорусские нефтегрузы вернутся в Литву, не сообщается.
Возможно, и никогда.
Руководство Klaipedos nafta подчеркивает, что заключенные ранее с белорусами контракты остаются в силе и перевалка белорусских нефтепродуктов в порту продолжается. Однако если экспорт из Беларуси не будет возобновлен в ближайшее время, уже в следующем году у Клайпеды могут начаться проблемы.
Официальный Минск ситуацию не комментирует.
Клайпедский порт прямо говорит, что транзит белорусских нефтепродуктов прервался из-за геополитики.
«Мы понимаем, что решение клиента, скорее всего, продиктовано не экономической, а политической логикой, влиять на которую мы не можем, — заявил коммерческий директор Klaipedos nafta Миндаугас Навикас. — С экономической точки зрения использование инфраструктуры Клайпедского порта для экспорта и импорта белорусских нефтепродуктов наиболее выгодно».
В словах Навикаса сквозят неприкрытое сожаление от ухода белорусских клиентов и робкая надежда
Такое поведение при знакомстве с контекстом начавшегося ухода белорусов из Клайпеды представляется политически несознательным.
На днях литовские политики с сочувствием отреагировали на призыв белорусской оппозиции блокировать экспорт крупных предприятий, составляющих экономическую основу «режима Лукашенко», через Клайпеду.
Так чего же теперь скорбеть от того, что из Литвы уходят белорусские грузы?
Дело шло к тому, что Клайпеда так и так останется без клиентов из Беларуси. Если бы транзит не остановили белорусские власти, его бы рано или поздно заблокировали власти Литвы. Во втором случае, может, было бы не так обидно, но деньги и рабочие места «Литовская железная дорога» и Клайпедский порт потеряли бы при любом раскладе.
Очевидно, что к одним нефтепродуктам здесь дело не сводится.
Если из всей номенклатуры грузов, переваливающихся через Клайпеду, Беларусь взялась за нефтетранзит, то это потому, что его переориентация на другие направления активно прорабатывалась последние несколько лет.
Переговоры о переброске нефтепродуктов на российскую Усть-Лугу велись между Москвой и Минском с 2017 года. Этот вопрос давно и прочно был вопросом российско-белорусских отношений, потому что белорусская нефтепереработка жива за счет союза с Россией.
Белорусские НПЗ получают сырую нефть из России по «союзным» ценам, нефтепродукты на экспорт гонят по рыночным. Вся бизнес-схема, таким образом, основана на существовании Союзного государства. Следовательно, Москва ставила вопрос ребром. Если белорусская нефтепереработка живет за счет России, то и нефтепродукты экспортирует через российскую инфраструктуру, а не через враждебную России Литву.
Пробные партии нефтегрузов из Беларуси три года назад уже запустили в Ленинградскую область. То есть новый маршрут «обкатан». Поэтому забрать из Литвы нефтетранзит Беларуси проще всего.
При этом для руководства Литвы нефтепродукты в вопросе экономического давления на Минск — вторичная тема. «Говорящая голова» литовской внешней политики Светлана Тихановская, устами которой официальный Вильнюс озвучивает свои инициативы по Беларуси, на днях предложила литовскому правительству ввести санкции прежде всего против «Беларуськалия».
Между тем тема переориентации транзита калийных удобрений — главной статьи доходов Клайпедского порта — в Беларуси до сих пор даже не поднималась.
Однако при сегодняшней политике, когда Литва фактически шантажирует Беларусь транзитной блокадой, Клайпеда вскоре потеряет все.
Калий, азот, торф, дизельное топливо, бензин — все виды грузов из Беларуси. Это вопрос времени и дело техники. Освоят новые маршруты, построят новые терминалы, усилят погрузочно-разгрузочные мощности в российских портах — и не будет у Клайпедского порта и «Литовской железной дороги» трети грузопотока.
После чего, вероятно, не станет и их самих.
С перекрытием нефтетранзита этот процесс запущен официально.
Литовское руководство можно поздравить. Оно приложило титанические усилия и все-таки отпилило сук, на котором сидела Литва.