Тихановская и Кравчук решили отключить Беларусь и Россию от SWIFT
Алексей Ильяшевич
Глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию ситуации в Донбассе Леонид Кравчук заявил, что Киев будет требовать отключить Россию от международной системы межбанковских переводов SWIFT, если Минский процесс не сдвинется с мертвой точки. Ранее об отключении Беларуси от
«Есть одна санкция, о которой мы никогда не говорим, — это международная расчетная система. Если б Россию вывести из этой международной расчетной системы, ее экономика стала бы… Я не знаю, какие применить слова. Тогда это уже санкции к государству, а не к конкретным физическим лицам», — заявил Кравчук в эфире телеканала «Украина 24».
Видимо, первый президент Украины не очень понимает, о чем говорит. Во-первых, даже название международной расчетной системы из его уст не прозвучало. Журналисты сами смекнули, что речь идет об обществе всемирных межбанковских финансовых каналов связи SWIFT.
Во-вторых, западные санкции уже и так применяются не только к физическим лицам, но и к целым секторам российской экономики (на то они и секторальные).
В-третьих, тема отключения РФ от SWIFT поднимается регулярно. Кравчук или забыл об этом, или просто не интересовался историей вопроса.
С 2014 года Соединенные Штаты и Евросоюз периодически угрожают «выкинуть» Россию из системы международных банковских переводов.
Через несколько дней после заключения первых Минских соглашений на пленарной сессии Европарламента была зарегистрирована резолюция «Положение на Украине и состояние отношений между Европейским союзом и Россией». В документе предлагалось отключить «страну-агрессора» от SWIFT, если она не выполнит условия по деэскалации конфликта в Донбассе. В январе 2015 года ЕС снова вернулся к обсуждению этого вопроса после массированного обстрела Мариуполя.
Но слухи так и остались слухами. По целому ряду причин.
Во-первых, сама SWIFT выступала категорически против отключения России, а попытки втянуть ее в политический конфликт оценивала как дискриминацию.
«Наша миссия остается неизменной — быть глобальным и нейтральным поставщиком услуг в финансовой индустрии», — так SWIFT прокомментировала упомянутую выше резолюцию Европарламента.
Угрозы в адрес Москвы насторожили и представителей европейского бизнеса, которые работают на территории России — они бы тоже стали жертвами «финансового блэкаута».
На Западе прекрасно понимали, что «выкинуть» РФ из мировой системы банковских переводов означает вывести конфронтацию с ней на принципиально новый уровень. К чему это приведет? К капитуляции Путина? Отнюдь.
Евросоюз просто подтолкнет Москву к стратегическому союзу с Пекином, а вокруг российско-китайского ядра появится альтернативная финансовая система.
Кстати, по этой же причине на Западе вообще не отреагировали на призывы Светланы Тихановской отключить от SWIFT Беларусь. Да, режим Лукашенко получит серьезный удар, но он может рассчитывать на поддержку со стороны своего стратегического союзника — России.
В обмен на углубление интеграционных процессов. То есть с точки зрения «демократизации» Беларуси отключение ее от SWIFT неэффективно и даже контрпродуктивно.
Россия же дает понять Западу, что она подготовилась к потенциальному выходу из мировой системы межбанковских связей. У нее есть «подушка безопасности» в виде отечественной системы передачи финансовых сообщений, которую можно состыковать с Трансграничной межбанковской платежной системой (CIPS) Китая. В прошлом году этот вопрос обсуждался на полях саммита БРИКС.
«Когда же Москва и Пекин создадут реальную альтернативу SWIFT?» — задаются вопросом некоторые журналисты. Но в том-то и дело, что создавать ее никто не собирается.
Любые аналоги существующей системы (по определению «сырые» и несовершенные) просто предостерегают Запад от необдуманных действий.
Предложение Кравчука звучит еще более утопично, чем 5–6 лет назад (тогда американские и европейские «ястребы» еще лелеяли надежду на то, что Россия не выдержит санкционную войну). Первый президент Незалежной это понимает, но действует в лучших традициях украинской дипломатии.
При этом Россия и представители ЛДНР не хотят даже обсуждать «гениальные» идеи команды Зеленского, поскольку все они противоречат Минским соглашениям. Из-за этого переговорный процесс фактически поставлен на паузу. Стороны не могут договориться даже об очередном этапе обмена пленными, не говоря уже о новом саммите лидеров «нормандской четверки».
Кстати, в том же эфире на телеканале «Украина 24» Кравчук заявил, что Киев начнет переговоры с представителями ДНР и ЛНР только после полной демилитаризации региона: «Нам тогда не нужен Минский процесс, мы тогда будем иметь дело со своими людьми».
Устами своего официального представителя Украина уже открыто декларирует, что выполнять Минские соглашения она не собирается. Почему тогда санкции нужно вводить против России?
В 2014 году Европарламент призывал отключить РФ от SWIFT, если она не будет выполнять свои обязательства по Донбассу. Никто Россию не отключил; сейчас Украина демонстративно отказывается выполнять свои обязательства, однако ей санкциями никто не угрожает. Бессмысленность западного санкционного курса становится столь очевидна, что очередные «страшилками» об отключении от SWIFT больше не пугают ни Россию, ни Беларусь.