Травля русских журналистов поставила крест на возращении транзита в Латвию
Александр Носович
Облава на русскоязычных журналистов в Латвии подвела черту под попытками официальной Риги «подкатить» к Москве, чтобы вернуть в латвийские порты хотя бы часть транзитных потоков. После травли латвийских русских за сотрудничество с российскими СМИ курс Москвы по отношению к Латвии может быть только один: продолжать обрывать экономические связи и не давать зарабатывать на России откровенно враждебной по отношению к ней стране.
Спецслужбы Латвии провели кампанию устрашения по всем ежовско-бериевским законам жанра репрессий против «врагов народа». Служба госбезопасности Латвии пришла сразу к шестерым журналистам
На следующий день после облавы СГБ наконец сочла нужным пояснить, что журналистам вменяется в вину их профессиональная деятельность. Алла Березовская, Ирина Литвинова, Андрей Солопенко, Владимир Линдерман и другие писали колонки для Baltnews и Sputnik — и в этом их преступление. Указанные медиаресурсы входят в холдинг «Россия сегодня», директор которого Дмитрий Киселев находится в санкционном списке Евросоюза.
Написание колонок для структур МИА «Россия сегодня» латвийские спецслужбы сочли нарушением санкций против России, и теперь латвийским журналистам грозит до четырех лет тюрьмы.
Каким бы кафкианским абсурдом ни звучали подобные обвинения, для Прибалтики они не новы. В Эстонии в прошлом году по точно таким же основаниям разгромили офис Sputnik. Эстония. Пишущим для российского СМИ журналистам закрыли счета в местных банках и угрожали им штрафами и тюремными сроками, если эстонцы и эстонские русские не прекратят «нарушать режим санкций» и продолжат торговые отношения с «пропагандой Кремля».
В этом году Латвия и Литва использовали тот же повод для атаки на Russia Today. Страны Балтии заблокировали вещание нескольких телеканалов группы на том основании, что они связаны с Дмитрием Киселевым. Хотя телеканал RT и МИА «Россия сегодня» — разные юридические лица, и главный редактор RT Маргарита Симоньян под санкциями ЕС не находится. Но ведь беспредел не нуждается в убедительных обоснованиях.
Репрессии против русскоязычных журналистов давно стали для Прибалтики нормой, причем в первую очередь именно в Латвии.
Предыдущее крупное обострение у латышских «гэбистов» случилось два года назад, когда нескольким известным деятелям русской общины Латвии были предъявлены обвинения в «преступлениях против государства». «Преступления» состояли в том, что Владимир Линдерман, Юрий Алексеев и Александр Гапоненко боролись за русские школы и прямо говорили о дискриминации в Латвии русскоязычных.
Главному редактору сайта IMHO-club.lv Юрию Алексееву для правдоподобности выдвинутых ему обвинений спецслужбы подбросили в дом боевые патроны
Так что нынешняя облава на журналистов, как ни страшно это звучит, для прибалтийских реалий — рутина. От предыдущих акций устрашения ее отличает только размах. А качественно — ничего нового.
Если есть в происходящем элемент новизны, то лишь в международном контексте.
Латвия повела атаку на журналистов, сотрудничавших с российскими СМИ, сразу после попыток «подкатить» к Москве с тем, чтобы хотя бы частично вернуть в латвийские порты российский транзит.
В прошлом месяце Министерство сообщения Латвии направило в российский Минтранс «челобитную», в которой жаловалось, что Москва не пускает в порты Риги, Лиепаи и Вентспилса вагоны с российским углем, без российских клиентов латвийский транзит загибается и не могли бы вы все-таки дать нашей стране хоть немного угля?
«Поход на поклон», как оказалось, был согласован с МИД Латвии. Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич отложил в сторону свою широко известную русофобию и принялся доказывать электорату, что нужно быть практичными в практических вопросах. Антироссийская политика — это святое, но нужно на России и денежку заработать. Получим российские грузы — будут деньги на «принципиальную политику» против России.
Убедил ли Ринкевич своей логикой националистических избирателей — не столь важно. Важно, что этой логикой, сколько угодно смягченной, но неизменной в главном, глава латвийского МИД никогда не убедит Россию.
Травля русских журналистов за колонки в российских СМИ поставила жирный крест на надеждах официальной Риги вернуть российский транзит: Латвия его не вернет никогда.
После произошедшего курс Москвы по отношению к Латвии может быть только один: продолжать обрывать экономические связи и не давать зарабатывать на России откровенно враждебной по отношению к ней стране.
Простодушная деревенская хитрость «ринкевичей» — давайте мы с вами будем «принципиальными» в одних вопросах и «настроенными на конструктив» в других — в Кремле своей аудитории не найдет. Потому что в переводе принцип «не надо смешивать бизнес с политикой» звучит так: дайте денег, нам не на что вас ненавидеть.
Следующие «подкаты» к Москве по поводу «взаимовыгодного сотрудничества» наверняка будут сопровождаться объяснениями, что попавшие под уголовное преследование журналисты — граждане (и неграждане) Латвии, их прессинг — внутреннее дело республики и не относится к латвийско-российским отношениям. Так вот, еще как относится.
Русскоязычных авторов в Латвии «прессуют» за высказывание своего мнения в государственных СМИ России: этот факт не просто относится к латвийско-российским отношениям — он их определяет.
Россия такого отношения к себе не забудет и не простит. И российских денег Латвия не получит.