Тройное унижение: мир вытирает ноги об Украину Зеленского
Алексей Ильяшевич
За считаные дни Украина получила сразу три болезненных удара по своему самолюбию. Международный валютный фонд (МВФ) отказался предоставлять ей экстренную финансовую помощь для покрытия дефицита бюджета, затем разразился скандал с исполнением венгерского гимна депутатами сельской общины на Закарпатье, а 2 декабря представители Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) выступили на заседании Совета безопасности ООН.
Поклонники сериала «Слуга народа» хорошо помнят, как в первом сезоне президент Голобородько послал представителей МВФ по известному адресу. Владимир Зеленский после победы на выборах ведет себя совсем по-другому: сотрудничество с международными кредиторами он считает большим достижением Украины.
Ради новых кредитов Верховная рада принимает законы, которые противоречат Конституции и ограничивают суверенитет государства.
Именно по требованию МВФ через парламент «протащили» земельную реформу, хотя Зеленский прекрасно знал, что абсолютное большинство граждан ее не поддерживает.
Затем «слуги народа» проголосовали за скандальную реформу финансового сектора, которая предусматривает запрет на возврат прежним владельцам национализированных банков даже в том случае, если на это есть решение суда. Как такое возможно? На Украине возможно все.
Будто в подтверждение этих слов Зеленский вообще захотел разогнать Конституционный суд, когда тот признал незаконными некоторые нормы антикоррупционного законодательства. Аргумент железный: нужно ублажить МВФ.
«Мы получили сразу много сигналов от наших западных партнеров, мы получили сигнал от МВФ, никакого сотрудничества не может быть, никакой миссии можете не ожидать», — оправдывался Зеленский.
Сейчас законопроект о роспуске Конституционного суда отложили в долгий ящик — вероятно, насобирать под него голоса Офису президента так и не удалось. Но факт остается фактом: ради новых подачек от МВФ Зе-команда готова жертвовать и землей, и банками, и судами.
Должно быть, представители фонда сами удивляются, с какой легкостью эти восточноевропейские папуасы загоняют себя в кабалу. И какова награда?
Уже известно, что до конца года Украина новый транш не получит.
«Согласно меморандуму с МВФ, есть 10 структурных маяков: четыре из них мы уже выполнили, шесть находятся, с опережением сроков, на стадии выполнения. К ним у чиновников фонда вопросов нет. Украина продолжает сотрудничество с МВФ. У нас есть взаимопонимание, и мы быстро сближаем позиции», — заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
От оптимистичных заявлений главы правительства бюджет страны, увы, не пополнится. А там огромная дыра. Первый зампредседателя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной рады Ярослав Железняк оценил ее в 40 миллиардов гривен. Поэтому очередной транш Украина рассчитывала получить как можно быстрее. Желательно еще в этом году.
Когда стало ясно, что выделение планового кредита откладывается на неопределенный срок, Киев пошел на отчаянный шаг: попросил МВФ задействовать инструмент под названием «Emergency finance» (экстренное финансирование).
«Но я вам повторю ответ наших партнеров из Международного валютного фонда: "Уважаемая Украина, у вас есть программа, мы по этой программе готовы сотрудничать. Мы сейчас не рассматриваем для вас Emergency finаnce"», — рассказал министр финансов Украины Сергей Марченко.
Оно и понятно: деньги МВФ зачастую отправляются в золотовалютные резервы страны либо используются для погашения старых задолженностей перед теми же западными кредиторами. А экстренное финансирование Украина запросила для того, чтобы выполнить расходную часть бюджета.
Представители МВФ могли только пальцем у виска покрутить: «Может, вам еще на развитие экономики денег дать? Совсем с ума сошли?»
Вслед за этим унизительным отказом Украина получила еще один удар, что называется, ниже пояса. Депутаты Сюртивской сельской объединенной территориальной общины на Закарпатье во время принятия присяги исполнили… национальный гимн Венгрии. На них «наехала» Служба безопасности Украины (СБУ). У лидера венгерской общины Закарпатья Василия Брензовича проходили обыски, прокуратура готовится вручить ему подозрение.
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто назвал это «непонятными политическими качелями», которые «перечеркнули все цивилизованные и европейские отношения между странами».
Но разве не должна СБУ реагировать на то, что во время принятия присяги украинские депутаты исполняют гимн другого государства? Посольство Венгрии нашло оригинальный ответ на этот вопрос: оказывается, участники заседания пели «национальную молитву» венгров, которая была написана несколько сотен лет назад и лишь впоследствии стала гимном.
Иначе как троллингом это не назовешь. Будь на месте Украины другая страна, венгерские дипломаты поостереглись бы делать такие заявления.
Наконец, еще одним неприятным событием для Украины стало выступление министров иностранных дел ДНР и ЛНР — Натальи Никоноровой и Владислава Дейнего — на заседании Совета безопасности ООН. Представители «оккупированного» Донбасса впервые получили такую возможность.
Некоторые горячие головы поспешили заявить о международном признании ЛДНР, но их слова не имеют ничего общего с действительностью. Дело в том, что заседание было неформальным и проводилось по так называемой формуле Аррии. Она предполагает, что любой член Совбеза ООН может пригласить любого спикера для участия в «открытом обмене мнениями». Остальные государства сами решают, хотят ли они участвовать в дискуссии.
Никонорова и Дейнего получили приглашения от России. Слушать их не стали ни Германия, ни Франция, ни другие европейские страны. «То, что произошло сегодня, компрометирует роль Берлина и Парижа как посредников в решении украинского кризиса», — заявил российский постпред Василий Небензя.
В определенной степени это можно назвать победой Украины. Но сам факт выступления представителей ЛДНР на площадке Совбеза ООН ее не радует.
Доселе Россия воздерживалась от проведения подобных мероприятий. Но в ответ на саботирование Минских соглашений она повышает ставки.
Если ситуация не изменится, и Киев, и его западные партнеры еще не единожды получат напоминание о том, что проблему Донбасса нужно решать.
Иначе Россия будет решать ее самостоятельно.