Политика Политика

Польша начала игры с выходом из ЕС

Сценарий выхода Польши из Евросоюза превратился в центральный сюжет политической жизни страны. Раньше изгнанием из Евросоюза поляков запугивала оппозиция, но теперь и околовластные СМИ и политики заговорили, что Polexit может стать реальностью, если Польша в Брюсселе будет подвергаться дискриминации. В серьезность угроз партии «Право и справедливость» мало кто верит: большинство считает, что команда Ярослава Качиньского просто шантажирует европейцев. Однако британские консерваторы, начиная игры с Брекситом, тоже не планировали реально выводить Великобританию из ЕС…

     

Польские либералы говорят об угрозе выдворения Польши из ЕС все годы пребывания у власти национал-консерваторов из «Права и справедливости». Их аргументация сводится к тому, что при «ПиС» Польша из образцово-показательной постсоциалистической страны, совершившей переход к лучшим западным образцам рынка и демократии, превратилась в изгоя Европы.

В Польше нарушают принцип разделения властей, вмешиваются в работу судов, вводят цензуру в государственных СМИ, делают церковь органом власти и запрещают женщинам распоряжаться собственным телом. Польша Качиньского — это позор Европы, и последняя в конце концов может выгнать поляков из общего европейского дома.

В последние недели «страшилки» об изгнании Польши из ЕС стали особенно актуальными из-за скандала вокруг семилетней финансовой перспективы ЕС.  

Венгрия и Польша заблокировали процесс принятия нового семилетнего бюджета ЕС из-за привязки в нем выделения европейского финансирования к выполнению страной — членом ЕС европейских правил и ценностей. Будапешт и Варшава пользуются в Европе дурной славой главных нарушителей этих правил и ценностей.

Больше того, в проекте финансовой перспективы конкретно говорится о том, что страна, желающая получить помощь на, к примеру, преодоление последствий пандемии COVID-19, должна соблюдать принцип верховенства права. После реформы Конституционного суда 2016 года нарушение этого принципа — главное обвинение в адрес Варшавы.

Перспектива потерять европейские деньги побудила польское руководство наложить на этот проект вето в Совете ЕС. Главная проблема Польши в том, что из союзников у нее — одна Венгрия. Большинство европейских стран, включая все страны-доноры, смотрят на эту парочку с нескрываемым отвращением и вовсю ищут обходы польско-венгерского вето, чтобы оставить за бортом европейской солидарности Варшаву и Будапешт.

Рано или поздно найдут.

Поэтому в Варшаве уже не оппозиционеры, а СМИ и политики правящей партии заговорили о выходе Польши из Евросоюза, пугая на сей раз этим сценарием не поляков, а союзников по ЕС.   

В близкой к «Праву и справедливости» газете Do Rzeczy вышла «сигнальная» статья с кричащим заголовком «Мы должны сказать ЕС: "Хватит!" Мы имеем право говорить о Polexit». Суть статьи: для чего Польша дальше будет сидеть в союзе, в котором ее дискриминируют, не дают денег и права голоса в Совете ЕС?

О том же кричат многочисленные деятели «ПиС», по словам которых, ЕС ведет себя с поляками хуже СССР.

Для абсолютного большинства наблюдателей начавшиеся намеки на Polexit — блеф чистой воды. Никуда Варшава не уйдет, потому что где еще польский бюджет будут кормить так сытно, как в Евросоюзе?

За 15 лет европейской интеграции Европа вкачала в Польшу 130 миллиардов евро. Польское «экономическое чудо» основано на внушительном фундаменте еврофондов. Польская экономика работает на инвестициях европейского бизнеса, по большей части — немецкого.

При таких условиях Polexit для Польши — смерть. Это понимают и в самой Польше. Членство страны в ЕС поддерживает 80% поляков; по уровню еврооптимизма Речь Посполитая — лидер ЕС.

Однако это не значит, что неуклюжий блеф «Права и справедливости» заведомо не может иметь никаких последствий.

Британские консерваторы тоже хотели всего лишь пошантажировать евробюрократию и выбить для Лондона дополнительные преференции в Брюсселе и вовсе не собирались выводить Великобританию из ЕС, когда затевали историю с Брекситом. 

Правда, британцы, в отличие от поляков, были, наоборот, самой евроскептической нацией в Евросоюзе. Даже по ошибочным опросам 2016 года, за выход Великобритании из ЕС были готовы голосовать более 40% от намеренных участвовать в референдуме.

Однако в Брексите был категорически не заинтересован сам Евросоюз. Великобритания — третья экономика ЕС и третий «донор» европейской интеграции после Германии и Франции. Ее выход из Союза стал для последнего тяжелом ударом, шок от которого как раз проявляется сейчас в спорах вокруг сократившегося бюджета ЕС.

С Польшей ситуация принципиально иная. Польша не просто не «донор» европейской интеграции, она ее главный «паразит». Ни одна стран ЕС не вытягивает из общего бюджета больше, чем Польша. И никакая другая страна ЕС при этом не вызывает у Старой Европы такого раздражения, как Речь Посполитая.

Если выход из ЕС одного из главных «доноров» был безусловно невыгоден, то в отношении главного реципиента может в конце концов возобладать принцип «Польша с возу — Европе легче», и страны — основатели Евросоюза воспользуются случаем подтолкнуть вконец осточертевшую команду Ярослава Качиньского в самостоятельное плавание.   

Так что шантаж Полекситом, на который начали намекать польские власти, — это очень опасная игра, последствия которой могут оказаться неуправляемы и непредсказуемы. «ПиС» угрожает открыть «ящик Пандоры», содержимое которого ударит в первую очередь по самим полякам.


Читайте также
1 декабря 2020
Свыше 60% поляков считают, что лидер правящей партии «Право и справедливость» (PiS) Ярослав Качиньский должен покинуть пост заместителя премьер-министра.
2 декабря 2020
Смена власти в США знаменует кончину проекта «Форт Трамп». С приходом к власти Байдена полякам окончательно придется расстаться с мечтами о постоянной американской военной базе.
19 ноября 2020
Поведение стран Запада ведет к распаду Европейского союза. Об этом заявил глава канцелярии премьер-министра Польши Михал Дворчик.
17 ноября 2020
В правительстве Польши обвинили Россию в разрушении репутации страны. Заявление вызвало ёрническую реакцию не только в России, но и в самой Польше.